В эти выходные на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик прошли так называемые выборы, где люди проявили "свободное волеизъявление" и "выбрали" "главами" "ДНР" и "ЛНР" Дениса Пушилина и Леонида Пасечника.
Конечно, у мира и Украины, в частности, есть очень много вопросов к этим так называемым выборам. Стоит только посмотреть на явку кандидатов на "избирательные участки" и скорость их обслуживания персоналом. Вот несколько цифр – на территории "ДНР" было открыто 408 избирательных участков, на них явились 1,6 миллиона граждан. То есть на каждый участок пришло по 4 тысячи человек. Исходя из этого, каждый час обслуживалось по 326 граждан, соответственно на каждого человека персонал тратил по 18 (!) секунд.
Какими будут последствия этих "выборов" и как может бороться с этой ситуацией Украина? Редакция NEWSONE.ua постаралась найти ответ на все эти вопросы.
Зачем проводились "выборы"?
Начнем, пожалуй, с самого очевидного вопроса, точнее того, который сразу же приходит в голову – почему именно сейчас решили проводить "выборы" на Донбассе.
Большинство опрошенных нами экспертов сошлись во мнении, что Кремлю необходимо легитимизовать главарей, сделать вид, что они "законно избраны" и после этого могут представлять "республики" на международном уровне.
По мнению военного эксперта Олега Жданова, Россия всех ставит перед фактом, что "выборы" состоялись, они были "законными" и народ "сделал свое волеизъявление". Теперь она будет настаивать на переговорном процессе с "выбранной народом властью". Они даже могут зайти с двух сторон – заставлять Украину идти на переговоры с Пушилиным и Пасечником, и "таскать" этих псевдоруководителей на все международные форумы.
В свою очередь политолог Владимир Фесенко обратил внимание, что то, что произошло в эти выходные на Донбассе, является копией российских выборов – один кандидат и практически стопроцентная явка избирателей.
"Это просто копия российских выборов. План Кремля состоит в том, чтобы интегрировать в состав Украины не территории, а "республики", чтобы через автономный статус этих "республик" запустить цепную реакцию федерализации Украины. Формально они будут в составе Украине, но подчиняться Москве. Через них РФ сможет влиять на Украину. Кремлю нужны эти республики в качестве юридических субъектов, чтобы Украина договаривалась именно с ними", - сказал он.
Политолог-международник Антон Кучухидзе подчеркнул, что в таком поведении России прослеживается определенная стратегия. Для Кремля "республики" являются субъектом переговоров и чтобы привести ситуацию хоть как-то в правовое поле, и нужны были "выборы".
"РФ показывает Западу неудовлетворенность происходящим. Также Москве нужно было систематизировать структуру власти на этих территориях. Из-за этого начались игры в псевдодемократию на чужой территории", - указал он.
Читайте также - ЧЕК НА ТАКСИ И ХОРОШАЯ ПОГОДА: ПОЧЕМУ ДРУГИМ СТРАНАМ СТАЛО ТАК ЛЕГКО РАЗОБЛАЧАТЬ РОССИЙСКИХ "ШТИРЛИЦЕВ"
А что простые люди?
Большинство украинцев уже хоть по одному разу, но принимали участие в выборах, а предвыборную рекламу и агитацию уже так точно видел каждый. Так вот, каждый кандидат обещает, что как только он придет к власти, людям станет жить лучше, а он поднимет экономику страны, создаст рабочие места, поднимет зарплаты и пенсии, не обойдет стороной науку, медицину и так далее.
В "ДНР" и "ЛНР" тоже была своя "агитация", но вот станет ли жить людям лучше?
"Для рядового гражданина "выборы" ничего не меняют. Мы понимаем, что это были "выборы" под дулом автомата. Когда-то мы осуждали апартеид и выборы в ЮАР, которые проходили под дулом автомата. Теперь же Россия проводит точно такие же выборы, как и референдум в Крыму", - говорит Стариков.
Были ли "выборы" нарушением Минских соглашений?
Сейчас все – начиная президентом, заканчивая Евросоюзом и Госдепом, говорят о том, что проведение на Донбассе "выборов" стало прямым нарушением Минска-2. Но так ли это? Какой конкретно пункт был нарушен?
Вообще Минские договоренности такой документ, который сложно трактовать и к чему-то привязывать, его переподписывали, создавали новые группы для обсуждения конкретных вопросов. Изначально Минск-1 и Минск-2 подписывались с условием выполнения пунктов по очереди, начиная с прекращения огня, вывода войск, а выборы были одним из дальнейших пунктов. Потом начали говорить, что очередность пунктов необязательна.
"Согласно Минским соглашениям на Донбассе должны были провести муниципальные выборы, но не "выборы руководителей республик или парламента". По логике договоренностей, после проведения выборов эти две "республики" должны были прекратить свое существование. Минские договоренности предусматривают только выборы органов местной власти", - объяснил Фесенко.
При этом Жданов считает, что от Минска нужно отказаться, так как Россия его вообще не соблюдает, а действует так, как сама считает выгодным ей. А мы же постоянно упираемся в эти договоренности.
Читайте также - ВЫСТРЕЛ В НОГУ ИЛИ ШОУ ДЛЯ МЕРКЕЛЬ: НАСКОЛЬКО СЕРЬЕЗНО УДАРЯТ РОССИЙСКИЕ САНКЦИИ ПО УКРАИНЕ
Возможна ли эскалация конфликта?
К сожалению, вероятность эскалации ситуации на Донбассе есть всегда и ее предвидеть довольно сложно. Однако именно в этой конкретной ситуации нужно учитывать тот факт, что военные действия и политический процесс это разные вещи. Скорее всего, в Кремле решили пойти именно политическим путем.
"Россия пошла ва-банк, легитимизовав этих боевиков и квазигосударства, которые они сейчас там создают. Если они сейчас начнут военную эскалацию, то нивелирую свои политические усилия", - указал Жданов.
"Вероятность эскалации сейчас зависит от того, какую тактику выберет Россия. Кремль ждет результатов украинских выборов. В связи с этим на эскалацию конфликта в Москве не пойдут, так как это может иметь спорные последствия, и таким образом подыграть некоторым кандидатам с жесткой патриотической позицией", - отметил Фесенко.
Тем не менее, стоит вспомнить и события 2014-го, когда "выборы" привели сначала к военной эскалации ситуации, а затем и к подписанию Минска-2. Здесь уже стоит задумать о том, не нужно ли нам ждать Минска-3. Правда, есть ли в нем смысл?
"Минска-3 я пока не вижу. Этот вопрос может встать на повестку дня только после ухода Меркель с поста канцлера. Путина Минск также устраивает в качестве механизма переговоров с Западом. Украину Минск не очень устраивает, но Киев дал обещания и не может их нарушить", - говорит Фесенко.
Что может сделать Украина?
Еще до старта "выборов" украинская власть активно выступала против их проведения, обращала внимание на то, что этот процесс фейковый и призывала ввести санкции. Но простой человек не всегда может разобраться в дипломатических тонкостях и дипломатической работе, все ждут результата, активных действий.
Кучухидзе объясни, что сейчас возможности Украины ограничены. Природа Минских соглашений такая, что их выполнение зависит от участников конфликта, среди которых есть и РФ. То есть Украина в одностороннем порядке решить Украина ничего не может сделать.
"Максимально, что может Украина сделать, это работать по дипломатической линии, концентрируя внимание на переподтверждении позиции по территориальной целостности и неприкосновенности украинской территории. Второй момент – санкционное давление, инициирование дополнительных санкций против РФ и отдельных влиятельных лиц на неподконтрольных территориях. Это тот максимум, который можно сделать. По-другому как-то помешать этим выборам, нет ни инструментария, ни механизмов", - указал он.
Как говорилось выше, многие украинцы хотят установления стабильного мира на этих территориях и их возвращения под контроль Украины. Тем более, что мы сейчас слышим от некоторых политических сил заявления о том, что Донбасс можно вернуть в считанные дни.
"Быстрый мир возможен, только если он будет на условиях Путина, то есть реинтеграция этих двух республик в состав Украины. Но это не будет мир. Война начнется не только на Донбассе, но и по всей Украине. Как минимум третья часть украинского общества не признает такой мир. Ситуация будет намного хуже, чем в 2014-ом", - говорит Фесенко.
В то же время возможен еще и вариант замораживания конфликта. То есть, часть Донбасса находится под контролем России, часть – под контролем Украины, боевые действия прекращаются, и реализуется сценарий Приднестровья.
Читайте также - ПОЧЕМУ УМИРАЮТ УКРАИНЦЫ: ВРАЧИ НАЗВАЛИ ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ САМЫХ ОПАСНЫХ БОЛЕЗНЕЙ В УКРАИНЕ
Реально ли введение новых санкций?
Эксперты сходятся во мнении, что мир будет усиливать санкционное давление не только на Российскую Федерацию, но и на так называемых глав "ДНР" и "ЛНР".
"Дальше санкции вводить будут, так как противоречия между США и РФ только обостряются. Другое дело привяжут ли их к фейковым выборам. Тем не менее, санкции по РФ еще будут вводить, в частности, сейчас идет дискуссия относительно второго пакета так называемых драконовских санкций", - указал Кучухидзе.
Как повлияют "выборы" на введение миротворцев?
Механизм введения миротворческой миссии не только на Донбасс, но и в любую точку мира определяется только после его утверждения Советом безопасности ООН. Это незыблемое правило, никто другой не может принять это решение или отменить его. Другое дело это уже его согласование самим членами Совбеза – численность, состав, временные рамки и зона действия.
"Выборы не влияют на вопрос введения миротворцев на Донбасс. Решение принимает Совбез ООН, а не подконтрольные территории. РФ использует эти фейковые выборы, чтобы показать свою принципиальную позицию несогласия с политикой Запада. Вопрос миротворцев согласовывает Совбез ООН, где основой ставятся договоренности между США и РФ", - подчеркнул Кучухидзе.
"Я знаю, что в Москве рассматривают не только нынешний жесткий сценарий введения миротворцев на Донбасс, когда они должны находиться на линии разграничения. Да, это позиция Москвы, но насколько я знаю, рассматриваются и другие варианты. Теоретически Путин может пойти на какие-то компромиссы", - добавил Фесенко.
Нынешние "выборы" на Донбассе стали еще одним примером того, как Россия чувствует свою безнаказанность. Она не просто приглашает Украину к переговорам или хочет добиться установления мира на этих территориях, а просто диктует свои правила.
Мария Бабич