Налоги не нужны? Или кому мешал "спящий ФОП"
Идея прикрыть "спящие ФОПы" ударит не только по эпизодическим предпринимателям, но и по госбюджету - причем сразу с двух сторон.
Начнем с того, что именно произошло: физлицам-предпринимателям, работающим на 2 и 3 группах упрощенной системы налогообложения велено платить ЕСВ (единый социальный взнос) в размере не менее 22% минимальной зарплаты (3200 грн), то есть 704 грн - даже если они не ведут хозяйственной деятельности. То есть 2112 гривен за квартал. Да-да, все верно - если не успел "самоликвидироваться" к 31 декабря, платить придется ЕСВ за весь квартал(3*704 грн), таковы нормы закона о ЕСВ. Первая группа будет платить половину этой суммы.
Есть льготы - если предприниматель получает пенсию по возрасту или является инвалидом. Такие "единоналожники" имеют право ЕСВ за месяцы простоя не платить. И тем ценнее будут их ФОПы. Чуть ниже - станет понятно, почему.
Естественно, народ после 6 декабря, когда был проголосован соответствующий закон, ломанулся закрывать свои временно неработающие ФОПы.
Что сейчас происходит у госрегистраторов и в налоговых? Ад, треш, порно, зоофилия - почти повсюду. Есть приятные исключения вроде возможности сдать заявку на ликвидацию онлайн и сняться с налогового учета без особых нервотрепок. Но есть и места, где ликвидировать ФОП без диких очередей можно только при посредничестве БТИ (они "помогают" госрегистраторам) или вообще частных юридических контор.
Промежуточный итог - самоликвидироваться до 1 января успеют далеко не все. Точнее - успели далеко не все.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Госгарантии по вкладам: чем это грозит рядовому вкладчику
Почему так случилось? Потому что имели место грубейшие нарушения процедуры введения в действие подписанного Петром Порошенко закона "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України" 1774-VIII от 06.12.2016, ранее известного как законопроект 5130 от 15.09.2016.
Он был подписан 27 декабря 2016 года. То есть за 4 дня до вступления в силу. Согласно Налоговому кодексу все налоговые изменения должны приниматься не позднее чем за 6 месяцев до начала соответствующего бюджетного года, в котором они начинают действовать. Эта норма украинского законодательства является неработающей уже много лет - практически, с момента ее принятия.
Я с нетерпением ожидаю, когда же наконец украинские налогоплательщики завалят суды исками к нашей державе по поводу ситуаций вроде этой истории с внезапным "обилечиванием" неработающих ФОПов. Причем с требованием возместить ущербы, в том числе - моральный. Я очень хочу посмотреть, как после отлупа, который предприниматели непременно получат в самых справедливых украинских судах, они начнут толпами подавать иски в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека), чтобы отсудить у украинского государства по 10-20 тысяч евро на душу. Да, мне жалко бюджетных денег (это деньги налогоплательщиков, в том числе - мои), но иначе чем через карман, до государства не доходит.
Ну а теперь о причинах и следствиях "операции 704". Затеяно это было по причине того, что в Пенсионном фонде сохраняется дыра. Не 150 млрд грн, как пытался всех нас в своем выступлении ввести в заблуждение премьер-министр, но несколько десятков миллиардов гривен - точно. Заниматься верификацией (проверкой обоснованности выплаты пенсий, а особенно - сверхвысоких) нашему Минфину и Минсоцзащиты - неинтересно. Перекрывать каналы выплат "мертвым душам", "псевдочернобыльцам" и другим детям лейтенанта Розенко - тоже. То есть посягнуть на банальное растаскивание Пенсионного фонда не рискнули, решили больше получить с самозанятых лиц - то есть с ФОПов 2 и 3 групп.
К слову, если ФОП работает - он платил ЕСВ и раньше, но если у него случался перерыв в работе (и предпринимательских доходах), он не платил. У нас в стране приблизительно полтора миллиона ФОПов. Большинство из них - именно 2 и 3 группа, так как именно на этих группах без проблем можно браться за подряды от более крупного бизнеса, муниципалитетов, обычных потребителей-физлиц. Значительная часть 2 и 3 группы не работает постоянно в режиме «предприниматель», такие люди постоянно работают по найму, а по мере появления заказов/подрядов - пользовались своим ФОПом и соответствующими банковскими счетами для получения оплаты. Или работали за наличные, но платили единый налог и ЕСВ в те месяцы, когда есть заказы/работа/продажи.
Тем самым они повышали "белый" ВВП, вносили свою лепту в дело легализации экономики. Нередко такие ФОПы не имели постоянной работы по найму, а просто занимались сезонными работами/подрядами/торговлей/сервисом. И платили в бюджет только в свои рабочие сезоны.
И кому это все мешало? "Имеете на жизнь - имеете и заплатить ЕСВ по 704 грн", - высокомерно поучает все ФОПы Украины высокопоставленный чиновник. У меня для него плохие новости: в предыдущий раз, когда Мария-Антуанетта советовала оставшимся без хлеба парижанам кушать пирожные, это для нее закончилось встречей с агрегатом им. д-ра Гильотена. У нас нынче времена куда более гуманные, но для политика ненависть избирателей будет похлеще гильотины.
А если совсем серьезно, то в удаленных от столицы регионах 704 грн в месяц - это примерно пятая-шестая часть среднего там дохода у работающего лица. То есть - ощутимо. Особенно в те месяцы, когда предпринимательского дохода нет. Еще раз повторю – удар пришелся не по мелким торговцам, которые имеют какой-никакой регулярный доход, не по владельцам мелких сервисных бизнесов вроде шиномонтажа, ремонтной мастерской, ремонтно-строительных бригад, а именно по тем, кто время от времени что-то там легально зарабатывал. То есть по самозанятым лицам, которых в Украине не менее миллиона. И по членам их семей - которых в Украине не менее 2,5-3 миллионов. То есть наше прозорливое правительство шандарахнуло как минимум по 10% избирателей, примерно по половине отечественного среднего класса, если таковым себя они могут называть.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Экономический прогноз для Украины на 2017 год: от прагматизма к пессимизму
Теперь - о последствиях. Те ФОПы, кто является пенсионерами и инвалидами, станут высоко цениться соседями - на их счета можно будет эпизодически принимать суммы за выполненные работы.
И, конечно, станет намного шире практика работы "вчерную". Потому что если раньше проще и спокойнее было иметь ФОП и время от времени платить все налоги, то теперь становится интереснее не платить никогда. То есть роста доходов ПФУ и детенизации не произойдет - о чем предупреждали в экспертном заключении к закону, которое подготовило соответствующее управление Верховной Рады перед рассмотрением данного законопроекта депутатами.
Ликвидация ФОПа дает ликвидировавшему право при потере наемной работы прийти в центр занятости и потребовать себе пособие по безработице - привет соответствующему Фонду и госбюджету, расходы у них вырастут.
Также ликвидация ФОПа дает мелкому предпринимателю возможность обратиться за субсидией на оплату услуг ЖКХ - и снова рост расходов госбюджета.
В общем, непродуманный закон - что попытка вытащить тарелку из-под низа высокой стопки посуды - много осколков, грохота и никакого профита.
Александр Крамаренко,
главред журнала "Деньги.Ua"