Механика сговора: почему в Минздраве не готовы к диалогу?

Размещено: 20.03.2018
Механика сговора: почему в Минздраве не готовы к диалогу?

Национальный медицинский университет им. А.А.Богомольца уже третий месяц лихорадит публичный скандал. Флагманский медвуз оказался в самом эпицентре общественного внимания сразу по двум причинам - срыв обязательного тестирования студентов и последовавшее за ним отстранение от должности ректора университета Екатерины Амосовой. Ситуация с университетом им. А.А.Богомольца стала главным сигналом для всего медицинского сообщества и подтвердила, что конфликт с МЗ выходит в новую плоскость. Косвенно это подтверждает медийная война, которую развернули против вуза и персонально ректора университета. А вместо устранения всех вскрытых нарушений в системе медобразования, в Минздраве решили устранить самого ректора. 

О системе "двойных стандартов", о качестве проводимых реформ в образовании и о методах работы новой команды Министерства здравоохранения, Екатерина Амосова, готова говорить публично и по порядку.

Молчание или отписки

 "Могу совершенно искренне сказать, что от новой команды Минздрава были большие ожидания, и те вещи, которые декларирует Ульяна Супрун и ее заместитель Линчевский, я в большинстве разделяю. В вопросах повышения требовательности к будущим врачам и перевода тестирования на международные стандарты  - мы являемся союзниками. Но то, как на деле происходит эта работа, говорит о полной неспособности этой команды работать по заявленным направлениям, а общей политикой выбирается банальное игнорирование диалога и инициатив", - говорит ректор Национального медицинского университета Екатерина Амосова. 

Только в 2017 году от ректора вуза направлены 19 официальных писем лично Ульяне Супрун и ее заместителю Александру Линчевскому, которые так и остались без ответа.

"На остальные письма мы получали преимущественно   отписки. Более того, все мои коллеги могут подтвердить, что система, которая работает сегодня в Минздраве, выстроена так, что попасть в это здание для открытого диалога нам невозможно. Туда просто ограничен физический доступ. Это важно понимать в вопросе желания руководителей Минздрава проводить конструктивный диалог", - подтверждает ректор медуниверситета Екатерина Амосова.

"В 15% тестов для студентов выявлены грубые ошибки"

Что же именно стало камнем преткновения между вузом и Минздравом? В первую очередь пресловутая система тестирования студентов. Как известно, оцениванием знаний медиков занимается специальный Центр тестирования, который был создан еще в 1999 году как неприбыльная и небюджетная организация, полностью подконтрольная Минздраву. Что важно, медики в этой структуре никогда не работали. Руководитель центра Ирина Булах - математик, а все сотрудники центра не имеют профильного медобразования.

 

"Мы видим, что в центре тестирования давно происходит пагубная стагнация. В 2017 г. я лично взяла экзаменационный "Крок 2",  для студентов по специальности "Лечебное дело" и прорецензировала  по дисциплине "Терапия", обратилась к коллегами по другим разделам медицины, и в результате мы выявили, что 15% из 200 тестов имеют конкретные профессиональные ошибки. Почему это случилось? Потому что дирекция Центра монополизировала сбор и экспертизу тестов, и в результате - профессиональная ответственность за экзамен отсутствует. Много тестов 10-15-летней давности. Естественно, что с тех пор обновлялись международные протоколы и рекомендации и с медицинской точки зрения в тестах выявлены открытые ошибки. Кроме того, был ряд просто никчемных тестов, больше всего - по специальности "Организации здравоохранения", с архаичными понятиями, неверной терминологией и без учета того, что появились современные методы диагностики", - подчеркивает ректор медуниверситета им. А.А.Богомольца Екатерина Амосова.

Безусловно, о результатах своей работы ректор медуниверситета тут же сообщила в Минздрав, с подробным обоснованием всех выявленных ошибок. Основные предложения от университета им. А.А.Богомольца заключались в следующем - поскольку при Центре тестирования работает специальная Комиссия по оцениванию содержания образования, необходимо инициировать повторную экспертизу тестов и провести устранение ошибок.

Все, что произошло после этого обращения, переросло в настоящие боевые действия между Центром тестирования (подконтрольным Минздраву) и университетом им. Богомольца, поскольку там, вместо устранения ошибок из тестов началась работа по отстранению ректора университета.

"Моя позиция была полностью искажена, меня обвинили к том, что я ретроград и полностью не поддерживаю саму систему тестирования студентов. При этом руководитель Центра тестирования и замминистра Линчевский увидели едва ли не личного врага", - резюмирует Екатерина Амосова.

Содержанием тестов конфронтация не закончилась. Ректор медуниверситета Екатерина Амосова призвала обратить пристальное внимание на состав комиссии Министерства, ответственной за лицензированные экзамены, которым МЗ нарушает свой же основополагающий приказ. По интересному стечению обстоятельств именно директор Центра тестирования Ирина Булах входит в эту комиссию в должности заместителя председателя. А по сути, оценивает сама себя, что уж наверняка заставляет задать вопрос о конфликте интересов. Комиссия носит исключительно формальный характер, имитируя соответствующую структуру в США. Недаром ее председатель, чиновник Департамента образования МЗ, и его коллега по работе официально получали деньги от директора Центра тестирования.

Ситуация усугубилась уже после того, как в декабре 2017 года истек срок договора о сотрудничестве университета и Центра тестирования, согласно которому пресловутый центр располагался в одном из помещений университета, а университет в течение 18 лет  получал его услуги бесплатно.

"Это была серия странных договоров, которые были с явным нарушением законодательства, - подчеркивает Екатерина Амосова, - и мы в рамках закона обратились в Хозяйственный суд, наши требования об оплате коммунальных платежей были удовлетворены, но безоплатный договор о сотрудничестве был оставлен судом в силе. Центр тестирования съехал и возместил коммунальные услуги, после чего начались яркие события. По сути,  в течение всего 2017 года нам поступали  угрозы от Центра   сорвать тестирование в университете, если мы не заключим новый платный договор. Что уже выходило за рамки решения суда. То есть от университета требовали грубо нарушить закон".

Что важно, в этой истории Минздрав   занял сторону Центра тестирования, вмешиваясь в хозяйственную деятельность автономного вуза и требуя от руководства медуниверситета нарушения закона. В этом случае, в Минздраве нашлось время и вдохновение ответить университету по существу.

Как выпускникам-бюджетникам искать интернатуру и место работы?

Однако не только тестирование стало поводом для того, чтобы вскрыть политику двойных стандартов в Минздраве. Как выяснилось, главные топ-медменеджеры не успели учесть, что после отмены Верховной Радой год назад обязательного трудоустройства выпускников-бюджетников по распределению государства, отсутствует нормативная база для определения им мест работы и обучения в интернатуре.  

Такой факт тоже стал причиной многократного обращения ректора медуниверситета к команде Ульяны Супрун. Увы, до настоящего момента все эти письма также упираются в бюрократические распри реформаторов, которые не намерены включаться в решение и этой проблемы.

Оппозиция Минздрава растет

Национальный медицинский университет им. А. А. Богомольца оказался в авангарде конфликта с командой министерства. Но число жестких критиков проводимой политики начинает стремительно расширяться.

Первую публичную оценку качества работы новой команде Ульяны Супрун, и.о. министра здравоохранения, высказал ведущий кардиохирург страны Борис Тодуров. Его пост в Фейсбуке сдетонировал информацией о том, что рискованные действия новой команды управленцев стоят жизни украинцам.  Генеральный директор Института сердца адресно обвинил Ульяну Супрун в том, что ее менеджерские подходы стоят не только здоровья, но и жизни его пациентов.

Затем были эмоциональные высказывания губернатора Закарпатской области Геннадия Москаля, который в разгар эпидемии кори в регионе не смог получить необходимую вакцину для детей.

Критика на проводимую Минздравом политику посыпалась и от народных депутатов. Так, по мнению Ольги Богомолец, главы профильного комитета ВРУ, принята антинародная реформа здравоохранения лишь для отчета перед международными партнерами.
"Все хорошее, что было - перечеркнули и оставили только плохое. И пиар был сделан на том, что наконец-то люди смогут выбрать своего семейного врача. У нас сегодня не хватает 2000 семейных врачей. Это означает, что 4 миллиона людей останутся без выбора вообще", - заявила Богомолец.

Каким образом будет развиваться конфронтация с главным медицинским вузом страны, станет понятно уже в ближайшие недели.

"Я не могла представить, что новая команда, которая пришла в Минздрав и так ярко декларирует международные ценности, опускается до таких методов работы, полностью отвергая коммуникацию с медицинским сообществам, которое априори считает поголовно коррумпированным и отсталым.

Вместо образовательных "перлов" про перекись водорода и аскорбиновую кислоту, нам нужен план действий по приближению нашего медицинского образования к международному, первым пунктом которого должен стать пересмотр тестов "Крок" и введение статусе МЗовской тестирующей организации в законное русло", - резюмирует Екатерина Амосова.  


Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.