Универсальный способ получения оценки кризиса
Каждый кризис - это не только деструкция экономической системы, но и кризис сравнительного анализа и оценки эффективности. Прежде всего, власти.
Любое отклонение государства от принятых стандартов (бюджетных, социальных и прочих), может быть объяснено кризисом, который, как та "война", на которую все спишут.
Налоговая не выполняет план сборов - кризис. Провал на таможне - кризис. Окончательная деиндустриализация - опять же кризис. А на самом деле, системный размыв контуров компетентности. Ведь в таком случае в кресло чиновника можно посадить киевскую гориллу Тони и результат будет тот же.
Точнее его отсутствие, объясненное кризисом.
В то же время, существуют, на мой взгляд, универсальные способы получения более-менее объективной относительной оценки.
К примеру, продолжать сравнение фактических поступлений налогов с изначальным планом на 2020 год. Это отличный маркер глубины кризиса и качества управленческого менеджмента. И одновременно вычитать квазибюджетные поступления со стороны государственных компаний, которые "плановыми" сборами назвать явно нельзя. В таком случае, из майских поступлений придется "снять" 4 млрд грн, полученных от Привата.
В таком случае, в мае у нас было бы невыполнение плана на 9%, а недополучение 26% от запланированных средств. То есть с помощью занижения индикатива сборов в мае на треть, или примерно на 20 млрд грн, была продемонстрирована якобы эффективная работа налоговых служб.
Как оказывается, все дело в базе сравнения. А сравнивают с апрелем, когда и карантинные ограничения были сильнее и индикатор сборов, – не изменен.
Но эта ловушка и для нынешнего Кабмина: после нынешних министров на стадии выхода из кризиса любой новый чиновник, даже посредственный, будет выглядеть титаном мысли.
Но вот что настораживает. Пока лишь риторика. Президент "верит" новым руководителям, в том числе и министру финансов, которому предоставлен полный кадровый карт-бланш, чего, кстати, у предыдущих руководителей не было, ведь на должности глав налоговой и таможенной служб людей назначают как бы по конкурсу или мы что-то пропустили?
Задачи поставлены однозначные - обеспечение сборов.
Как-то сразу "пахнуло" Азаровым, в бытность его руководителем ГНА. А те времена с налоговыми залогами и макси-шоу я помню хорошо.
Выходит, несколько лет "реформ" могут просто быть спущены в ватерклозет: ведь у нас так и не уяснили, что главная функция государственных налоговых органов - это сервисное сопровождение налогоплательщиков.
Государство может собирать налогов ровно столько, сколько обоснованно должен заплатить бизнес, а с уклонистами пусть работают силовики. При чем здесь ГНС?
На самом деле, вся эта риторика о "сборах" весьма опасна по одной простой причине - Украина опять может скатиться к персональным налоговым индикативам, спущенным по разнарядке каждому еще "живому" плательщику налогов.
Мол, ты должен заплатить столько, сколько нам нужно, а не сколько должен.
Так работала система десятки лет и оказалось, что она живее всех живых. Что не исключает возможность появления "налоговых оазисов" под охраной "налоговых нянь". Которые тут же улетят, когда "ветер переменится".
Ну и обещания новых чиновников перевыполнить бюджет. В условиях нынешнего кризиса, тут "пахнуло" ранним Кучмой. А вам разве не "пахнуло"? Тогда они идут к вам.
Алексей КущИсточник: Facebook
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.