Прямой эфир

Три ключевых фактора, которые были в Украине в 2004 и 2014 годах и которых нет в Беларуси в 2020-м

  • Telegram
Размещено: 17.08.2020
Протесты в Беларуси. Фото: УНИАН

ЛОЖНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ

Многие комментаторы того, что я пишу, - от популярного политолога Сергея Маркова до неизвестных мне комменаторов спрашивают про параллель белорусских событий с украинскими 2004 и 2014 года. Это совершенно ложная параллель, но я как-то старался не писать об этом, потому что украинские события - тяжелейшая травма для российского общества (конечно, это гораздо более серьезная травма для украинского общества, но я пишу про российское). Любое обсуждение украинской темы - что среди друзей, что в общественном пространстве порождает такие резкие реакции, что передать хоть какую-то аналитическую мысль практически невозможно.

И все же я попробую описать, почему это ложная параллель, не вдаваясь в подробную дискуссию о том, что произошло в Киеве в 2004 и 2014 годах. У меня есть собственная интерпретация, которая, как я знаю, не устраивает ни сторонников нарратива об "освободительной революции", ни сторонников "фашистского переворота". Но это не предмет обсуждения - ложность параллели можно убедительно показать без глубокого анализа того, что случилось в Украине.

Вот три ключевых факторы, которые были в Украине в 2004 и 2014 годах и которых нет в Беларуси в 2020-м.

1. Украинское общество (polity) расколото на "Запад" и "Восток", причем до 2014 года (потери Крыма и части Донбасса) эти две части были близки по количеству голосов, на которые могли рассчитывать политики. Из-за этого на протяжении всех двадцати пяти лет независимости на президентских выборах один "региональный" кандидат побеждал другого "регионального кандидата". В этом нет ничего странного, необычного или неправильного - во многих странах в мире, и на национальных выборах, и тем более на местных есть такое же "региональное деление" и во власти чередуются представители разных частей. (Офф-топ - что было странным, так это избрание президента Зеленского как НЕ регионального кандидата.) Само по себе существование этого раскола не должно было приводить к потрясениям, но, в случае потрясений, серьезно их усиливало.

2. Раскол Украины, описанный в пункте 1, усиливался из-за того, что две стороны притягивались к двум разным центрам притяжения - России и ЕС. Я специально подчеркиваю, что ключевую роль играло именно "притяжение", подобное гравитации, а не стратегическая деятельность российского и европейского руководства. Да, российское руководство пыталось специально "удерживать Украину", а ЕС, скорее, наоборот, "держать на расстоянии". (И мое объяснение кризиса 2013 года - это то, что предложение 15 миллиардов долларов помощи нарушило хрупкий баланс, сделав президента Януковича более "пророссийским", чем ему позволяла поддержка в обществе.) Но и то и другое было ничтожным по сравнению просто с "притяжением" - в одну сторону - к более безопасной и богатой жизни, в другую - в сторону исторических, культурных и личных связей.

3. Раскол украинских элит. Глупые или ангажированные комментаторы записывают украинские события в "бархатные революции" или куда-то там еще, но в Киеве было принципиальное отличие. И в 2004, и в 2014 году на обеих сторонах было примерно одинаковое количество представителей элит. На "Майдане" с первого дня были члены парламента, представлявшие десятки процентов населения. И в 2004-ом, и в 2014 году предыдущего лидера сменили члены его команды, Ющенко, предыдущий премьер, в 2004, Порошенко, занимавший множество постов, в 2014. В обоих случаях элита была расколота примерно 50 на 50 - именно поэтому все сравнения московских, например, протестов, с "Майданом" были ложными. Аналогией был бы протест, в котором ключевую роль бы играли 100 членов парламента, 2-3 заместителя администрации президента и мэр Москвы, скажем.

Что важно - ни одного из этих элементов, 1, 2, 3, в Беларуси-2020 не наблюдается.

Беларусь НЕ расколота как общество ни на какие группы по отношению к режиму Лукашенко. Наоборот, очень четко видно, что Лукашенко отвергнут, открыто и внятно, всеми социальными группами - процент голосов за Тихановскую выше и в деревнях, и в средних городах, и среди образованных граждан, и среди рабочих. Это, скорее, похоже на революции в Венгрии, Чехословакии и Румынии в 1989 году, когда действующие лидеры были отвергнуты всеми группами общества.

Беларусь НЕ находится между двумя центрами притяжений. Конечно, ЕС притягивает - потому что жизнь там богачи и безопаснее, но Беларусь привязана к России - и сотнями тысяч белоруссов живущих в России, и всем общим. Идиоты на российском телевидении, пытающиеся пропихнуть параллель между Украиной-2014 и Беларусью-2020, сейчас создадут "отталкивание от России", но исходно ничего такого нет.

В Беларуси НЕТ раскола элит как минимум в узком смысле. То, что большинство граждан поддержало оппозицию на выборах и сотни тысяч выходят на улицы с требованием освобождения политзаключенных, вступления в должность избранного президента и проведения новых выборов - это, в значительной степени, отказ от доверия лукашенковской элите в целом. Граждане недовольны и тем, что Лукашенко провалил экономическую политику последних десяти лет и, особенно, ответ на коронавирус. Конечно, в ближайшее время значительная часть элиты перейдет на сторону граждан, но это не исходные данные и не причина событий, а их результат.

Те, кто пытаются пропихнуть параллель между украинскими и белорусскими событиями - скорее, опасные идиоты, чем ангажированные гады. Ничего хорошего ни для России, ни для президента Путина в рекламе этой параллели нет. Она совершенно разрушительна и для отношений с Беларусью потому что создает гражданский раскол в Беларуси там, где его нет.

Константин Сонин

Источник: Facebook

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.