Позорный бюджет-2021. Минфин устал работать
Размещено: 11.11.2020
Реальные расходы бюджета сократятся и вовсе на 3,3% на фоне номинального роста в 3,9% (данные Счетной палаты). При этом статьи развития "в реале" упадут на 11,3%, а потребительские - на 1,5%, что еще раз свидетельствует об отсутствии бюджетных фундаментов для динамичного восстановления экономики в следующем году.
Зато 147 млрд грн потратят на любимые дороги. Причем так и не создав свой дорожно-промышленный кластер с производством своего битума и строительной техники. А это значит, что примерно половина указанной суммы уйдет на преодоление последствий экономического кризиса в Турции, Китае, Беларуси и РФ (последние две активно поставляют нам битум, а первые две - дорожную технику и рабочих). Причем 71 млрд грн под госгарантии освоит Автодор. Слышите "баскервильский вой" и скрежет как в "Страшной мести" Гоголя? Это в досаде кричит и грызет ногти бывший глава нашего агентства автомобильных дорог Славомир Новак. "Грызет" и кричит: "Душно мне!..".
Сравнение "дорог" и средств, выделяемых на борьбу с коронавирусом, - это удовольствие лишь для окрепших умов с устойчивой психикой. На борьбу с ковидом в школах будет направлено… аж 1 млрд грн. На вакцинацию населения - 2,6 млрд грн. В распоряжение Национальной службы здоровья в виде госгарантий по медицинскому обслуживанию населения - 15,8 млрд грн. Суммарно выходит 19,4 млрд грн - всего 13% от "дорожного фонда"…
К сожалению, проект бюджета на 2021 год будут ругать за колоссальный дефицит, и в этом будет проявляться ограниченность нашего внутреннего дискурса. Ведь оценка бюджета с точки зрения адекватности источников его доходов, а также критика априори любого размера дефицита была характерна для аналитических моделей, применяемых несколько лет назад. В условиях сокращения мировых процентных ставок чуть ли не до нуля (а нередко и до отрицательных величин) и угрозы дефляционной ловушки значительное количество стран активно применяют инструменты современной монетарной теории (ММТ).
Время вигилантов, которые клеймили государства за бюджетный дефицит, уходит в прошлое, о чем писали даже аналитики МВФ в своих колонках. В новой экспансионистской бюджетной политике "развертывания" преуспели многие страны от Индонезии до Германии. В этом контексте главная проблема нашего Минфина - это не дефицит и не обоснованность источников доходов, а институциональная дисфункциональность Министерства финансов Украины касательно выполнения расходной части. На бумаге - у нас тоже "экспансионистский" бюджет с дефицитом в 6% ВВП.
Но по факту мы имеем ту же самую рестрикционную политику сокращения, когда дефицит бюджета в значительной мере остается на бумаге, а сам госбюджет не выполняется по расходам, что можно охарактеризовать как частичный дефолт государства перед населением, ведь десятки социальных программ просто перекладываются на следующий год - и так повторяется на протяжении последних пяти лет.
В реальности страну ждет привычная уже фискальная консолидация. Как говорил известный в развивающихся странах американский экономист Джеффри Сакс: "Фискальная консолидация всегда предусматривает резкое уменьшение субсидий, а также государственных расходов на инвестиции с переводом большей их части именно на предприятия". Кстати, субсидии в этом бюджете таки сократили…
Уже очевидно, что по факту в 2020 году никакого дефицита в 300 млрд грн у нас не будет. Расходную часть бюджета не выполнят на 10-15%, оставив плановый дефицит на бумаге. То же самое произойдет и в 2021-м. Наш Минфин просто не способен реализовывать масштабные программы амортизации кризиса, в которых реципиентами помощи государства выступают миллионы обычных граждан и субъектов малого и среднего бизнеса. Хотя такие программы успешно запускают в других странах, как в развитых, так и развивающихся. Но в Украине Минфин лишь успешно финансирует "Большую стройку" с "понятными" тендерными процедурами и досрочно выкупает долги у кредиторов, для чего достаточно вообще нажать на пару кнопок.
В отличие от других стран наш бюджет насыщен огромным количеством непрозрачных "узких" программ, и в нем отсутствуют простые эмиссионные механизмы финансирования его дефицита. Зато в нем нет масштабных социальных программ по созданию "новых денег" в экономике, направленных как в сторону населения, так и малого/среднего бизнеса.
В общем, нынешней власти можно смело поставить простой диагноз: "У вас дисфункция Минфина и правительственная немощь…"
Источник: Facebook
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.