Политические тенденции мая: деятельность президента, парламента и Кабмина
Деятельность Кабинета министров Украины
В мае правительство было сосредоточено на плавном выведении страны из состояния карантина к нормальной жизни. Соответственно и внимание Кабинета министров постепенно переключалось с борьбы против эпидемии на борьбу с экономическим кризисом. Правда, как и раньше, все политические решения в этом плане принимались в Офисе президента. Кабмин готовил проекты решений и занимался их выполнением.
27 мая на заседании КМУ была утверждена Программа стимулирования экономики для преодоления последствий эпидемии COVID-19 с условием ее доработки. Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко сообщил, что программа стимулирования экономики содержит более 230 конкретных мероприятий.
А вот с основной программой деятельности правительства, которая была представлена парламенту, дело пока складывается не очень успешно. К середине мая более половины (12 из 23) парламентских комитетов отправили программу правительства на доработку. И хотя вопрос об утверждении программы правительства включен в июньскую повестку Верховной Рады, вероятность того, что программа деятельности Кабмина Д.Шмыгаля будет отправлена на доработку очень высока. Парламентарии критикуют программу правительства за абстрактность и декларативность.
Стали проявляться структурные отличия между правительством Д.Шмыгаля и его предшественником - Кабмином во главе с А.Гончаруком. При создании предыдущего правительства произошло объединение ряда министерств, а при нынешнем начался противоположный процесс.
27 мая Кабинет министров переименовал Министерство энергетики и защиты окружающей среды в Министерство энергетики и постановил создать отдельное Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов. В планах правительства - выделение из Министерства экономики аграрного направления в отдельное министерство, и, возможно, создание Министерства промышленной политики и государственного оборонного заказа. В данном случае подтверждается одна из давних закономерностей организации работы Кабинета министров Украины, своеобразный структурный цикл его функционирования - периодическое сокращение числа министерств и ведомств (с одновременным их объединением и укрупнением), а затем возвращение к изначальной отраслевой специализации правительственных ведомств. Этот цикл повторялся при всех президентах Украины. Как правило, с началом правления нового руководителя страны под лозунгами борьбы с бюрократией и сокращения расходов на госуправление происходило сокращение числа министерств. Но через некоторое время становилось понятно, что укрупненные министерства представляют собой громоздкие и плохо управляемые структуры с сильными внутриведомственными противоречиями.
Параллельно начинали активно работать отраслевые лоббисты. В итоге происходило возвращение к привычной отраслевой специализации. Нечто подобное происходит и сейчас.
В мае продолжилось и даже усилилось информационно-политическое противостояние вокруг деятельности министерства энергетики. И.о. министра энергетики О.Буславец при поддержке премьер-министра Д.Шмыгаля явно лоббирует интересы компаний тепловой и возобновляемой электроэнергетики, связанных с Р.Ахметовым. Им противостоят компании, связанные с И.Коломойским и В.Пинчуком, не заинтересованные в повышении тарифов на электроэнергию. В это противостояние активно включились телеканалы указанных олигархов, а также целый ряд депутатов парламента, в том числе внутри фракции "Слуга народа". В этой связи О.Буславец рискует повторить судьбу У.Супрун - остаться вечной "исполняющей обязанности министра" и превратиться в одну из наиболее токсичных фигур в составе правительства. Но в отличие от У.Супрун у нее не будет имиджа реформатора.
Тревожным сигналом для правительства Шмыгаля является всплеск критичного отношения к деятельности правительства, произошедший в мае. По данным майского опроса Киевского международного института социологии (КМИС) 61% респондентов не одобряли деятельность Кабмина (в апреле 2020 г. этот показатель составлял 37%, в марте 2020 г. - 32%). 24% опрошенных одобряли деятельность правительства (26% - в апреле, 25% - в марте). Около трети украинцев два месяца присматривались к работе Кабмина Шмыгаля, но в мае стали склоняться к критичной оценке его деятельности, что и предопределило общий негативный баланс отношения простых граждан к нынешнему правительству.
Деятельность Верховной Рады
В первой половине мая Верховная Рада Украины еще работала в режиме внеочередных заседаний, которые состоялись 7 и 13 мая (дважды). 18 мая была предпринята попытка вернуться к нормальной работе парламента в режиме очередных заседаний. Но 20 мая Верховная Рада решила работать в комитетах, комиссиях и фракциях вместо пленарных заседаний 21 и 22 мая в связи с тем, что у нардепа от фракции "Батькивщина" Олега Мейдича обнаружили коронавирус, и фракция "Батькивщина" ушла на самоизоляцию.
22 мая стало известно, что коронавирусом заразился и глава бюджетного комитета Юрий Аристов. 23 мая в Киеве в своем офисе нашли со смертельным огнестрельным ранением в голову народного депутата Валерия Давиденко. По предварительной версии следствия это было самоубийство, но коллеги В.Давиденко по депутатской группе "Доверие" не исключают, что это было убийство.
В законодательной деятельности парламента главным событием мая стало утверждение банковского (так называемого "антиколомойского") закона. Этот законопроект оставался последним условием для продолжения сотрудничества с МВФ. Во время голосования в зале присутствовал президент Владимир Зеленский, который призвал "защитить экономику" и поддержать этот законопроект. В итоге за него проголосовало 270 депутатов ("Слуга народа" - 200, "Евросолидарность" - 23, "За будущее" - 3, "Голос" - 18, "Доверие" - 16, внефракционные - 10). Таким образом завершилась многомесячная эпопея с принятием этого закона, в процессе которой был установлен рекорд с более чем 16 тыс. поправок к этому законопроекту, а для его принятия пришлось вносить изменения в Регламент Верховной Рады.
Президент Украины
Главным приоритетом президента Зеленского в мае оставалась борьба с эпидемией коронавируса. Этому были посвящены ежедневные селекторные совещания во главе с президентом и большая часть его видеообращений. Но во второй половине мая все большая часть публичной активности президента была посвящена социально-экономической проблематике, противостоянию новой угрозе - глобальному экономическому кризису.
Внешнеполитическая активность президента Украины также преимущественно была связана с противодействием эпидемии коронавируса и рискам глобального экономического кризиса. В мае он провел телефонные переговоры с президентом ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития) о программе масштабного финансирования малого и среднего бизнеса, с Эмиром Государства Катар шейхом Тамимом бин Хамадом Аль Тани (о совместном противодействии распространению коронавируса, о торгово-экономическом сотрудничестве), с Федеральным президентом Республики Австрия Александром Ван дер Белленом (речь шла о вопросах взаимной эвакуации граждан), с президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен (о координации усилий, направленных на преодоление последствий пандемии коронавируса в Украине и Европейском союзе), с президентом Финляндской Республики Саули Ниинисте (о различных вопросах двустороннего сотрудничества и ситуации на Донбассе), с премьер-министром Государства Израиль Биньямином Нетаньяху (о различных вопросах двустороннего сотрудничества и совместных усилиях по борьбе с пандемией), с президентом Словацкой Республики Зузаной Чапутовой (о мероприятиях политического диалога на ближайший период и актуальных вопросах двустороннего сотрудничества), с президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым (о координации усилий в вопросе преодоления пандемии коронавируса и ее последствий, о ходе выполнения ряда масштабных проектов, которые реализуются в Украине при участии азербайджанских инвесторов), с директором-распорядителем Международного валютного фонда (МВФ) Кристалиной Георгиевой (об утверждении Советом директоров МВФ первого транша согласованной программы stand-by для Украины).
Также Зеленский подписал Указ "О Годовой национальной программе под эгидой Комиссии Украина - НАТО на 2020 год". Годовая национальная программа сотрудничества Украины с НАТО определяет стратегическую цель реформ, цели и приоритетные задачи в рамках реализации политики евроатлантической интеграции Украины, а также государственные органы, ответственные за выполнение этих задач. Утверждение этой программы в очередной раз показало, что никаких реваншей, капитуляций и разворотов в стратегических целях нашей внешней политики не происходит.
Кульминацией информационной активности президента Украины в мае стала его большая пресс-конференция, посвященная первой годовщине президентского правления Зеленского. Эта пресс-конференция стала очень показательной прежде всего в плане тех изменений, которые произошли с Владимиром Зеленским за год его президентства.
Президент изменился стилистически и даже визуально. В первые месяцы своего президентства он часто был менее официальным и более неформальным, без официального костюма и галстука, в сорочке с закатанными рукавами. И тогда он предпочитал нестандартные форматы общения с журналистами (как, например, рекордный пресс-марафон на фуд-корте). А сейчас это была классическая пресс-конференция в стиле брифингов на лужайке возле Белого дома. И Владимир Зеленский выглядел вполне официально, по-президентски, в костюме и с галстуком.
Меньше стало улыбок, юмора и лихой бесшабашности, которые мы видели год назад. Владимир Зеленский за этот год набрался очень неоднозначного политического опыта и стал гораздо более компетентным (было заметно, что он хорошо подготовился к пресс-конференции, без справочных "бумажек" ориентировался в цифрах и фактах). Но также очевидно, что груз власти и ответственности сильно давит на него, а многочисленные политические стрессы и разочарования не прошли бесследно. Отсюда и фраза, вырвавшаяся у него: "Разочаровывают люди".
В Зеленском стало больше политика и президента (государственного деятеля). Но политическая форма и государственный статус, которые все сильнее довлеют над ним, вступают в противоречие с его прежним неполитическим (а в чем-то и антиполитическим) существом. И это неполитическое естество время от времени пробивается в искренних эмоциях (в том числе и раздражения), что проявилось и на пресс-конференции.
Пресс-конференция Владимира Зеленского показала, что он сохраняет доверие к людям из своего ближайшего окружения - Андрею Ермаку, Ивану Баканову и Сергею Шефиру. В этой связи можно сделать вывод, что тема возможной отставки Ермака с должности главы Офиса президента закрыта как минимум на ближайшую перспективу. Хотя в мае предпринимались попытки рассорить руководителей Офиса президента (Ермака и некоторых его заместителей) между собой через информационные вбросы о потенциальных "сменщиках" Ермака. Предпринимались целевые информационные атаки против отдельных людей из ближайшего окружения президента, в частности, против Андрея Ермака, Ивана Баканова и Кирилла Тимошенко. Цели они не достигли, но определенное напряжение в Офисе президента, по некоторым данным, возникло.
Знаковой, на мой взгляд, является информация о публичной активности отдельных руководителей Офиса президента. Судя по новостям на сайте президента Украины, помимо главы государства в мае наибольшую публичную активность демонстрировал глава Офиса президента Украины Андрей Ермак. О его деятельности - 11 сообщений в ленте новостей на сайте президента Украины. К тому же Ермак присутствует рядом с Зеленским на большинстве фотографий Президента Украины, выставленных на его сайте. 4 сообщения - о деятельности заместителя главы Офиса президента (по международной политике) Игоря Жовквы. Это говорит и о значимости международного направления в деятельности Офиса президента, и о том, что президент и глава его Офиса доверяют И.Жовкве часть внешнеполитических функций. По одному сообщению о деятельности заместителей главы Офиса президента Украины Кирилла Тимошенко и Юлии Ковалив, Уполномоченного президента Украины по правам ребенка Николая Кулебы, советника президента по вопросам экономики Олега Устенко.
Ни одного сообщения не было посвящено деятельности заместителей главы Офиса президента Андрея Смирнова, Юрия Костюка, Романа Машовца, Юлии Соколовской. Возможно, это связано с тем, что они не очень публичны.
Ни одного сообщения в мае не было о деятельности Сергея Трофимова, первого заместителя руководителя Офиса президента. Хотя ранее в ленте новостей на сайте президента сообщения о его деятельности появлялись. Но зато Сергей Трофимов в мае дал большое интервью Дмитрию Гордону. В этом интервью он заявил, что не стремится занять место главы ОП и сменить Ермака, но подтвердил, что если ему предложат этот пост, то он согласится. Однако скандал с мэром Черкасс и некоторое напряжение в отношениях ОП с мэрами крупных городов скорее ослабляют аппаратные позиции Трофимова.
Владимир ФесенкоИсточник: Facebook
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.