Прямой эфир

Что не так с проектом госбюджета-2021?

Размещено: 24.09.2020
Проект госбюджета-2021. Фото: epravda.com.ua

Уродливый брат-близнец "стратегии Гройсмана". Именно так можно назвать стартовый вариант проекта государственного бюджета Украины на 2021 год, который с визой министра финансов Марченко был передан на рассмотрение в парламент.

Основные параметры бюджета можно привести в следующей таблице:

Проект госбюджета-2021. Фото: 112.ua

Свой анализ представим в виде пяти тезисов "против бюджетных еретиков". А теперь попробуем рассмотреть за указанной выше цифирью бюджета его реальную суть.

Тезис первый. Государственная доминанта, или Приоритеты бюджетной политики

Усиление неравенства в обществе стало общемировым трендом, о чем в свое время и написал нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц в своей работе "Цена неравенства. Чем расслоение общества грозит нашему будущему".

В любом обществе есть своя пирамида внутренних предпочтений, которая выстраивается под запросы политических элит, контролирующих власть. В западных обществах и частично в развивающихся странах такой доминантой становится человекоцентризм. Под этот приоритет государственной политики выстраивается бюджетирование правительства и монетарная политика центрального банка.

Концепт экономической модели здесь достаточно прост: государственный дефицит предназначен для того, чтобы компенсировать внутренние дефициты как частного сектора (прежде всего в сегменте малого и среднего бизнеса), так и населения. Реализуется это с помощью дотирования сохранения рабочих мест, "вертолетных денег" в виде безвозвратной финансовой помощи в период карантина, льготных кредитов на "ремонт бизнеса" и его послекарантинный рестайлинг. Когда кризис заканчивается, государство продолжает сохранять человекоцентризм как базовую доминанту, максимально концентрируя свои инвестиции на человеческом капитале: медицине, образовании, науке и экологии. То есть ключевая задача государства - с помощью бюджета обеспечить наличие образованного, здорового и мыслящего населения, с помощью которого бизнес приведет в движение физический капитал и создаст более высокую добавленную стоимость национальной экономики.

В Украине обычный человек с его потребностями и задачами развития, к сожалению, не находится на вершине бюджетной пирамиды приоритетов. Уже долгие годы там обосновались олигархи, а в последнее время к ним добавились и внешние кредиторы.

В проекте бюджета на 2021 год на выплаты по внутренним и внешним кредитам заложено более 430 млрд грн. Эта сумма в несколько раз превышает трансфер на покрытие дефицита пенсионного фонда, затраты на медицину и образование, а также на оборонный блок. Справедливости ради стоит отметить, что все эти средства Минфин планирует перезанять с помощью новых займов (80% - внутренних), а не покрыть за счет бюджетных доходов. Общая сумма новых заимствований на следующий год определена в размере 700 млрд грн, из которых эквивалент 10 млрд долл. государство рассчитывает привлечь на внешних рынках и от международных доноров, таких как МВФ. Что касается внутренних долгов, то речь идет о выпуске ОВГЗ на сумму до 500 млрд грн. В нынешних реалиях получить этот ресурс на реальном рынке капитала практически невозможно. Значит планируют включить печатный станок и с помощью посредничества коммерческих банков закачать эмиссионную гривну в бюджет, как это и происходит сейчас. Схема достаточно простая: НБУ выдает рефинансирование коммерческим банкам под 6% годовых, а те вкладывают полученные деньги в ОВГЗ под 10%, зарабатывая на техническом посредничестве 4%. Если в 2021-м таким образом в бюджет закачают примерно 300 млрд грн, то допущенные к схеме банки срубят куш в размере 12 млрд грн фактически за нажатие операционистом на две кнопки: отправка заявки на рефинанс в НБУ и отправка заявки на аукцион Минфина по размещению ОВГЗ.

На выплату только одних процентов, то есть сверхдоходов кредиторов, государство планирует потратить в следующем году 160 млрд грн, что сопоставимо со 190 млрд грн на медицину и плановыми расходами на образование (170 млрд грн).

Что должно было делать государство в условиях посткарантинной экономики? Активизировать переговоры с кредиторами на тему реструктуризации долгов с тремя базовыми условиями: увеличение сроков погашения, то есть расшивка во времени платежного графика; снижение ставки обслуживания; списание части долга.

Тезис второй. Не так страшен дефицит, как его малюют

В проекте бюджета на 2021 год действительно заложен огромный дефицит бюджета - 270 млрд грн, или 6% ВВП. Это немногим меньше, нежели в этом году: 300 млрд грн и 8% соответственно. Но у обоих дефицитов есть одна общая базовая характеристика: они бумажные, но не как "бумажная свадьба", а по-настоящему.

В последнее время аналитики МВФ стали все чаще говорить о закате эпохи финансовых спекулянтов - "вигилантов", которые с помощью инструментов аналитической оценки "хейтят" государства, не придерживающиеся строгой бюджетной и долговой дисциплины. Действительно, какое значение имеет уровень госдолга и его отношение к ВВП, если он долгосрочный и ставки по нему отрицательные, то есть не государство платит кредиторам, а наоборот. В этой ситуации долговая политика заменяет или подменяет налоговую - любой дефицит бюджета можно добрать на рынках долговых заимствований на миллиарды и триллионы долларов. Что и делают США и намереваются сделать в ЕС. При бесплатном безлимите заимствований размывается и само понятие дефицита, который в условиях кризиса может безболезненно вырасти с 1 до 8-10% для покрытия возросших расходов, связанных с социальной системой и поддержкой бизнеса.

И если ранее первичными были сборы бюджета по доходам, а расходная часть была производной (нельзя тратить больше, чем собираешь, плюс небольшой дефицит), то отныне все перевернулось с ног на голову: первичными становятся расходы, которые должны быть произведены при любых условиях, а доходная часть получает существенный люфт, компенсируемый ростом государственных долгов.

Изменение этой парадигмы признали и в самом МВФ, когда призвали такие страны, как Германия и Южная Корея, наращивать бюджетные расходы и госинвестиции в инфраструктуру, образование и медицину, исходя исключительно из принципа "финансовые затраты - реальный материальный эквивалент", то есть без учета таких "устаревших" критериев, как эффективность, окупаемость, прибыльность. Единственное условие - новые затраты должны порождать конкретное социальное или экономическое благо в виде больницы, школы, университета, железной дороги, аэропорта и так далее. Как же отличается эта модель от всего того, что МВФ предлагает экономическим аутсайдерам, таким как Украина...

Наши эксперты, как те "вигиланты" из обзора МВФ, хейтят Минфин за огромный дефицит, не замечая, что подобная критика - это уже вчерашний день экономической науки. Оценка бюджета с точки зрения адекватности источников его доходов, а также критика априори любого размера дефицита была характерна для аналитических моделей, применяемых несколько лет назад. В условиях сокращения мировых процентных ставок чуть ли не до нуля (а нередко и до отрицательных величин) и угрозы дефляционной ловушки значительное количество стран активно применяют инструменты современной монетарной теории (ММТ). Время вигилантов, которые клеймили государства за бюджетный дефицит, уходит в прошлое, о чем писали даже аналитики МВФ в своих колонках. Если стоимость заимствований стоит практически ноль, то почему бы не заместить долговой политикой фискальную, усиливая бюджетные дефициты и наращивая фискальное стимулирование бизнеса. В чем и преуспели многие страны от Индонезии до Германии. В этом контексте главная проблема нашего Минфина – это не дефицит и не обоснованность источников доходов, а институциональная дисфункциональность Министерства финансов Украины относительно выполнения расходной части. Уже очевидно, что по факту в 2020 году никакого дефицита в 300 млрд грн у нас не будет. Расходную часть бюджета не выполнят на 10-15%, оставив плановый дефицит на бумаге. То же самое произойдет и в 2021-м. Наш Минфин просто не способен реализовывать масштабные программы амортизации кризиса, в которых реципиентами помощи государства выступают миллионы обычных граждан и субъектов малого и среднего бизнеса. Хотя такие программы успешно запускают в других странах - как развитых, так и развивающихся. Но в Украине Минфин лишь успешно финансирует "большую стройку" с "понятными" тендерными процедурами и досрочно выкупает долги у кредиторов, для чего достаточно вообще нажать на пару кнопок.

В отличие от других стран, наш бюджет насыщен огромным количеством непрозрачных "узких" программ и в нем отсутствуют простые эмиссионные механизмы финансирования его дефицита. Зато в нем нет масштабных социальных программ по созданию "новых денег" в экономике, направленных как в сторону населения, так и малого/среднего бизнеса.

Проблема украинского дефицита бюджета и эмиссии денежной массы заключалась всегда в том, что выгодополучателями обоих процессов раньше выступали отечественные ФПГ в виде дотаций "на курицу", которая стала "золотой", а сегодня и завтра реципиентами этой помощи станут наши кредиторы, ведь долги Минфина перед ними по их остаточному портфелю ОВГЗ будут погашены с помощью эмиссии, при посредничестве коммерческих банков, которые за счет эмиссионной гривны купят новые долги Минфина для погашения "старых" долгов перед нерезидентами, номинированных в национальной валюте.

К сожалению, еще ни разу реципиентами эмиссии и дефицита бюджета у нас не были проекты в сфере образования, медицины, науки, экологии и критической инфраструктуры.

Что нужно делать? После проведения реструктуризации долгов разворачивать эмиссионный механизм и дефицит бюджета в сторону финансирования программ, влияющих на рост человеческого капитала: образование, медицина, наука, экология, плюс критическая инфраструктура городов.

Тезис третий. Вечное ожидание роста как манны небесной

Минфин надеется на быстрое восстановление экономики в 2021 году. По его расчетам, рост ВВП вернет все те потери, которые были зафиксированы в 2020-м. Согласно проекту бюджета, в следующем году номинальный ВВП составит 4,5 трлн грн, то есть примерно то же самое номинальное значение, которое планировалось до начала пандемии достичь в этому году.

На фоне темпов роста экономики на уровне 4% правительство ожидает увеличения трудовых доходов более чем на 12%, то есть диспаритет производительности труда к уровню трудовых доходов достигнет 1:3. Подобное соотношение возможно лишь при наличии нескольких исходных условий:

  1. Стартовый инфляционный импульс: подобный диспаритет в росте производительности труда и уровня зарплат наблюдался в период восстановления экономики в 2016-2019 гг., на фоне инфляции в 70% в 2014-2015 гг. и трехкратного обесценивания гривны (да и сама инфляция в 2016-2018 гг. была на достаточно высоком уровне - 10%+).
  2. Существенный приток инвестиций, в том числе и капитальных вложений, резко меняющих экономический уклад и технологический профиль в сторону роста производительности труда и отраслей с более высоким уровнем добавочной стоимости.
  3. Применение ярко выраженной экспансионистской политики государства в виде антициклических расходов и инвестиций и стимулирования роста фонда оплаты труда.

Очевидно, что ни первого, ни второго, ни третьего в бюджете на 2021 год не заложено. Инфляция хоть и выходит из таргета НБУ на уровне 5%, но все же явно недостаточна для запуска инфляционного "перводвигателя".

Что нужно делать? Отказываться от "ереси приватизации" и начинать активную реализацию антицикличной экономической политики государства, в том числе в сфере занятости.

Тезис четвертый. "Дутые доходы"

В проекте бюджета резко поменялись акценты по доходам за счет уменьшения неналоговых сборов (в том числе прибыль НБУ и дивиденды госпредприятий) на 55 млрд грн (в частности, "забыли" лицензионные сборы от азартного бизнеса) и роста налоговых поступлений – на 145 млрд грн. Экономику, как колхозную корову, решили меньше кормить и больше доить.

На 28 млрд грн увеличен план по подоходному налогу физических лиц (видимо, ожидание эффекта от поднятия размера минимальной зарплаты, что еще раз подчеркивает квазиналоговый характер роста минималки). При этом не учтен возможный рост выплат по безработице.

Так называемый внутренний НДС увеличен с 78 млрд грн в этом году до 131 млрд грн - в следующем. Видимо, Минфин ожидает в условиях кризиса резкого роста внутреннего потребления товаров и услуг. Завышение этого показателя может в итоге составить до 70% от факта.

Ожидается рост импорта на 10,6%, что при курсе в 29,1 должно привести к наращиванию показателя "импортного НДС" до 332 млрд грн, хотя факт поступлений в этом году, скорее всего, не превысит 240-250 млрд грн, то есть недобор по этому показателю вполне может составить 50 млрд грн.

Что нужно делать? Существенно увеличивать такие "хорошие налоги", как акциз, рентная плата за использование природных ресурсов, экологический сбор и одновременно сокращать прямые налоги на труд.

Тезис пятый. Эффективная социальная политика

Под оной мы понимаем следующее равенство: минимальная зарплата = минимальной пенсии = прожиточному минимуму для трудоспособных лиц = необлагаемому минимуму доходов граждан.

Вместо этого имеем рост минимальной зарплаты исключительно в фискальной плоскости: он не затронет большинство наемных работников, ожидается лишь наращивание фискальной нагрузки на малый и средний бизнес (в условиях кризиса!). Минимальная зарплата вырастет на 1500 грн, или на 30%, - до 6500 тыс. грн с нынешних 5000 тыс. грн, но это не приведет к увеличению реальных доходов населения. Просто увеличится удельный вес официальной зарплаты в общем "конверте". С учетом суммарной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда речь идет о росте прямого налогового давления на МСБ на уровне +12%. В то же время увеличение минимальной зарплаты фактически никак не будет отражено в социальной плоскости: для роста зарплат бюджетников необходимо увеличивать прожиточный минимум и оклад первого разряда тарифной сетки. Лишь тогда произойдет увеличение доходов работников бюджетной сферы. Но здесь население ждет неприятный сюрприз: прожиточный минимум для трудоспособных лиц планируют увеличить лишь на 9% (по сути, на индекс инфляции) - с 2 270 грн до 2 481 грн (и то лишь на конец 2021-го, в декабре). Именно от этой суммы и будут начисляться все базовые социальные выплаты, которые практически не изменятся.

Алексей Кущ

Источник: 112.ua

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.

Загрузка...