RAB-регулирование: больше рисков или выгод?
В Украине начался процесс внедрения RAB-регулирования тарифов на передачу электроэнергии. Ее сторонники говорят, что это применяемая во всем мире европейская методика, которая позволит повысить качество электроснабжения и модернизировать изношенные сети. Но, с другой стороны, сколько нужно будет платить за такое европейское качество? Об этом – в интервью Наталией Костышеной, советником главы правления энергораспределитель ной компании «Львовоблэнерго».
Как повлияет RAB на тарифы на электроэнергию?
Как бы мы не хотели, но любые изменения в тарифообразовании в базовых отраслях экономики ведут к изменениям в счетах потребителей в ту или иную сторону.
Сегодня составляющая тарифа на передачу сетями облэнергосоставляет от 3% (для 1 класса потребления) до 12,8% (для второго класса). Тогда как в тарифах стран Евросоюза средний уровень этой составляющей – 30-45%. Поэтому очевидно, что при переходе на новую модель тарифообразования, роста тарифов для промышленных потребителей (юрлиц) также не избежать. Это неотвратимо в любом случае, будет введено RAB-регулирование или нет. Иначе у энергетики Украины нет будущего.
Скачок розничных тарифов может составить до 15% по отдельным областям. Однако рост будет только на первом этапе. Ведь суть долгосрочного стимулирующего регулирования в том, что энергокомпании будут заинтересованы работать более экономно и сокращать свои затраты. Из сэкономленных денег половина будет оставатьс я у компании и может реинвестироваться, а вторая половина будет возвращаться потребителям путем снижения тарифа.
В долгосрочной перспективе RAB-регулирование – это только выгоды для потребителей: более высокое качество обслуживания, надежность поставки и достойное качество электроэнергии за те же деньги.
Где гарантия, что дополнительные деньги пойдут на улучшение качества энергоснабжения? Где это прописано?
В нормативной базе. Компании должны будут ежегодно инвестировать деньги не менее 50% от объемов прибыли на регуляторную базу активов, не меньше годовой суммы амортизационных отчислений и дохода от платы за реактивную энергию. НКРЭКУ будет контролировать этот процесс. При этом компании будут просто не заинтересованы нарушать требования, поскольку в этом случае НКРЭКУ будет изымать из их тарифов средства, которые потрачены неэффективно.
Политики говорят, что RAB позволит владельцам облэнерго заработат ь дополнительные миллиарды. Как вы можете это прокомментировать?
В данном случае это средство политического пиара. RAB соответствует международной практике и не имеет ничего общего с политикой.
Да, если учесть, что на протяжении многих лет в тарифы облэнерго не закладывалась прибыль на дивиденды, а вся экономия и дополнительный доход изымались или реинвестировались, то можно сказать, что доходность облэнерго возрастет . Но ведь при этом многократно возрастут и обязательства компаний по инвестированию, по налогу на прибыль, то повышению эффективности деятельности.
Более того, предложенная в Украине модель стимулирующего регулирования имеет некоторые недоработки – например, не учитывает весь объем налогов, которые должна оплатить компания. Поэтому говорить о многомиллиардных прибылях владельцев не приходиться.
Самый дискуссионный вопрос – это размер ставки RAB-регулирования, от которой зависит размер прибыли и инвестиций компаний. Сейчас НКРЭКУ предлагает ее на уровне 12,5%. Как вы оцениваете такую ставку – низкая она или высокая?
Повторюсь: последние 8 лет в тариф облэнерго практически не закладывалась рентабельность больше 2%, а все дополнительно полученные доходы изымались. Поэтому ставка доходности в 12,5%, конечно, значительно увеличивает возможности для прямого инвестирования. Но она не очень применима для привлечения заемных средств, так как нормативно четко не определены источники возврата тела кредита (обычно это прибыль, амортизация), а ставки кредитования существенно выше заложенной доходности.
Тем не менее, предлагаемый вариант можно считать компромиссным – между интересами собственников активов и конечных потребителей. Такое решение не приведет к резкому росту тарифов, но в то же время позволит в несколько раз ускорить модернизацию и реконструкцию сетей, будет стимулировать облэнерго развив ать электрификацию комплексной жилищной застройки, улучшать качество и сроки присоединения к сетям новых потребителей.
Много разговоров о том, что ставка на старую и новую базу активов энергокомпаний не должна быть единой. А известно ли вам, в других странах ставки одинаковые или разные?
В основном применяется единая ставка на старую и новую базу. В отдельных случаях применялась пониженная ставка на старую базу с постепенным выравниванием ставок в течение 1-2 регуляторных периодов (8-10 лет) или повышенная ставка на инвестиции под конкретные инновационные проекты. Каждая страна имеет свои особенности.
Предлагаемая сейчас НКРЭКУ методика с единой ставкой, очевидно, более адекватна в условиях высоких страновыхрисков Украины. При такой методике компания со старта получает прибыль на инвестиции, и может сразу вкладывать в модернизацию. Тогда как прибыль на новые инвестиции будет только через год, и небольшой, что снизит темпы обновления отрасли.
За счет такого подхода, проведенная в течение 5-8 лет техническая модернизация сетевых предприятий позволит существенно снизить потери в электрических сетях, и станет залогом снижения тарифов в будущем.
Какие планы вашего предприятия по модернизации в случае перехода на RAB в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
Учитывая 70%-й износ сетей и существенную техническую отсталость, работы у компании непочатый край. Но в краткосрочной перспективе основные проекты будут направлены на комплексные решения по существенному снижению потерь в сетях и подготовке к работе в условиях полномасштабного рынка. В долгосрочной перспективе – это формирование так называемых «умных сетей», наличие которых позволит вести сложные режимы потребленияэлектроэнергии потребителями и работу распред еленной генерации.