Темное сырьевое будущее: основные риски для экономики Украины до конца 2017 года
14 июня Федеральная резервная система США повысила базовую ставку на 0,25 п.п. Таким образом, сейчас ставка находится в диапазоне 1,0-1,25%. До конца года ФРС анонсировала еще как минимум одно повышение на 0,25 п.п., а значит, рынки "рискуют" встретить 2018 год с базовой ставкой ФРС в диапазоне 1,25-1,5%. Для развивающихся рынков, ориентированных на сырье или на зону обращения евро, поведение ФРС порождает проблему - удешевление сырья и "перспективное" снижение всех валют, которые относятся к валютам-спутникам евро. Долгосрочная тенденция, определенная ФРС, конечно же затронет и Украину. В текущий момент властям почти нечего противопоставить надвигающемуся глобальному тренду. США устанавливают тренд Как бы в ЕЦБ, Народном Банке Китая или ЦБ РФ не хотели переломить ситуацию, но в 2017 году именно Федеральная резервная система устанавливает тренды, и эти тренды определены "здоровой американской экономикой". В первом квартале прирост ВВП США в годовом эквиваленте составил всего 0,7% - это худший показатель за последние 8 лет. Тем не менее традиционно в США рост ВВП в первом квартале был всегда достаточно низким из-за слабого прироста потребительских расходов. Всего за 2017 год аналитики ожидают прирост ВВП США на уровне 2%, против обещанных Дональдом Трампом 3%. Но для того чтобы в 2017 году ВВП США подрос даже на 2%, нужно чтобы во втором и третьем кварталах 2017 года было ускорение этого роста ВВП, и ускорение немалое. Тенденция такого ускорения очень мало сочетается с нынешними действиями ФРС и анонсами Федерального резерва на вторую половину 2017 года по повышению базовой ставки. Экономика США относится к разряду классических, и поэтому рост базовой ставки ФРС будет приводить к замедлению роста экономики. Впрочем, нужно помнить, что нынешний состав ФРС формировался при Бараке Обаме и под влиянием демократического большинства. Кроме того, Федеральный резерв уже несколько лет и не скрывает, что при принятии решения о повышении базовой ставки в большей степени ориентируется не на рост/падение ВВП, а на инфляцию и социально-экономическую статистику - прежде всего, на занятость населения и состояние банковского сектора. Почти во всех перечисленных отраслях ФРС есть чем похвастать:
- прогноз инфляции на июньском заседании Федрезерва был снижен с 1,9% до 1,6%;
- чуть позже стало известно, что все 30 крупнейших банков США прошли стресс-тестирование, т.е. как минимум до конца 2017 года в США не ожидают банковского кризиса, а рост процентных ставок может пойти на пользу банкам;
- в мае 2017 года уровень безработицы в США достиг отметки 4,3% - это практически исторический рекорд последних 10 лет, который указывает на тот факт, что в США достигнута полная занятость.
- Нефть упала в цене на 15%: с $54,15 до $46 за баррель. Более того, на рынке появились прогнозы, по которым на начало декабря 2017 года баррель может опуститься ниже отметки $30. Рабочим диапазоном на второе полугодие 2017 года становится уже $30-40 за баррель. Срочные рынки пока еще никак не отреагировали на смену трендов по текущим сделкам и в США фьючерсы на нефть на декабрь 2017 года торгуются на отметке $45 за баррель. Однако участники рынка отмечают рост неопределенности среди трейдеров по таким сделкам, как и сокращение числа и объемов срочных сделок. Т.е. срочный рынок уже посетили сомнения.
- Пшеница находилась в сезонной стадии роста. Поскольку нового урожая в регионе еще нет, а старый урожай надо где-то хранить, то в мае-июне пшеница должна дорожать. Однако основное удорожание пшеницы пришлось на первый квартал 2017 года, а вот за 30 дней мая-июня она подросла в цене всего на 5-6%. В то же время, кукуруза упала в цене на мировых рынках примерно на 3%, примерно, как и соя и рис, которые довольно популярны в Азии. Логично, что агросектор будет реагировать на отток капитала на развивающиеся рынки совсем не так, как рынок нефти. Вначале будут падать цены на сырье, потребление которого более популярно на развивающихся рынках, а затем на классические продукты. Пока создается впечатление, что агросектор находится в состоянии мнимого равновесия, нарушить которое может новый урожай или неординарные события на развивающихся рынках.
- Железорудное сырье упало в цене на мировых рынках за последние 30 дней на 14% до $54 за тонну. При этом, еще в марте 2017 года цена доходила до $90 долларов за тонну. Примерно пропорционально двигались цены и на стальной прокат. В Индии и Китае в мае-июне появились первые серьезные сигналы к тому, что металлургические комбинаты не загружены заказами. Для Украины это означает, что уже в августе-сентябре наш валютный рынок может ощутить снижение валютных поступлений от металлургов.
Подписывайся на NEWSONE в Twitter. Узнавай первым самые важные новости.