Нефтяное эмбарго: выстоит ли Иран под американскими санкциями и как они повлияют на Украину

Размещено: 06.11.2018
Нефтяное эмбарго: выстоит ли Иран под американскими санкциями и как они повлияют на Украину Фото: AP Photo/Vahid Salemi

США ввели новый пакет санкций против более 600 иранских компаний и физических лиц. Они направлены на банковский сектор, нефтяную промышленность и транспортную отрасль. Это отрезает Иран от внешних рынков. Вместе с предыдущим пакетом санкций, которые затронули валютный, автомобильный сектора и металлургию, эти ограничения президент США Дональд Трамп назвал самыми жесткими в истории.  

Таким образом, Трамп пытается добиться новой договоренности по ядерной сделке. Он выдвинул 12 требований, среди которых: прекратить поддержку терроризма и военной интервенции в Сирии, свернуть программу разработки ядерных и баллистических ракет.  

Удастся ли ему добиться своего и выстоит ли экономика Ирана? 

Действительно ли санкции "самые жесткие в истории"

Сейчас США разворачивают геополитическую игру, чтобы вытеснить Иран как конкурента с европейского энергорынка. Введя эти санкции, американцы подняли ставки. Но Иран тоже не сбирается идти на уступки.  

Противостояние между странами перешло даже в интернет. Трамп твитнул фото в стиле сериала "Игры престолов" и написал "Санкции близко".  Иранский генерал Касем Сулеймани ответил: "Я буду противостоять тебе". Кстати, правообладателям в HBO это не понравилось. 

Сам президент Ирана Хасан Роухани тоже заявил, что на экономике страны это не отразится - она будет и дальше торговать нефтью. 

"Иран говорит, что на экономику это не повлияет, но цифры говорят о другом. Когда против Ирана ввели первый пакет санкций, его ВВП просел до -6% в год. После их отмены рост экономики составил 12%. Поэтому, конечно, есть прямая корреляция между санкциями и благосостоянием государства", - считает эксперт по международным вопросам Юлия Осмоловская. 

Она добавила, что ограничения затрагивают не только иранскую торговлю нефтью и газом, а еще и другие сектора. В авиационной отрасли это такие компании, как Boeing, Airbus. Есть запрет на продажу коммерческих воздушных судов Ирану, от которого могут пострадать крупные сделки на продажу 100 тысяч самолетов. Не были также выполнены контракты Renauglt - компания в спешке вышла из региона. И здесь речь идет о потере больших сумм. 

С юридической точки зрения, введение этих санкций - нарушение международного права, шантаж. Многие страны могут подать на Штаты в суд, потому что санкции наносят ущерб их бизнесу. Но все понимают, что США - глобальный игрок, который может себе это позволить. 

Эти "самые жестокие санкции" для Ирана таковыми не являются, ведь по-прежнему разрешают покупать нефть и газ странам, которые зависят от импорта иранской нефти: Китаю, Италии, Индии, Японии, Южной Корее, Турции и другим партнерам. США пошли на уступки при условии, что эти страны постепенно сократят поставки.  Поскольку поблажки есть для почти всех ключевых крупных закупщиков, удар по экономике Ирана будет не таким серьезным.  

Также Иран может снова заняться нелегальной торговлей нефтью. "Черное золото" поплывет через Турцию, Афганистан и Пакистан, и США ничего не смогут сделать. Разве что останется ловить корабли и сближаться с властями стран этого региона. Последнее -  вряд ли, ведь союзников в самой стране у них нет. 

Читайте также - ВЫСТРЕЛ В НОГУ ИЛИ ШОУ ДЛЯ МЕРКЕЛЬ: НАСКОЛЬКО СЕРЬЕЗНО УДАРЯТ РОССИЙСКИЕ САНКЦИИ ПО УКРАИНЕ

Реакция мира 

Европа ищет способ перешагнуть через американские ограничения. Она хочет, чтобы деньги проходили не через руки иранцев, а обходным путем. Формально, санкции не буду нарушаться. Но если такой механизм будет запущен, то для всей системы наступят серьезные последствия.  

Брюссель переходит на взаиморасчеты с Ираном в евро, чтобы избавить страну от доллара. Германия и Франция выделили Ирану около 50 миллионов евро. А еще немцы отказались запрещать иранцам снимать деньги со счетов своих банков. Такая реакция европейцев показывает, что они ищут способ создать отдельный от США центр силы после развязывания Штатами торговой войны. 

Китай, Южная Корея и Япония продолжают сотрудничать с Тегераном в обход ограничений. Китай уже много лет ведет бизнес с Ираном под санкциями и увеличивает долю на рынке страны. На это повлияла и торговая война страны с США. 

Поднебесной ситуация на руку больше всех. Большая часть европейских компаний, которые зашли на иранские рынки в 2015 году, покинули его. На это повлияли угрозы Трампа выгнать из США компании, которые продолжат вести бизнес с Тегераном. Бегство европейцев с иранских рынков позволило Китаю развернуться в ядерном и энергетическом секторе Ирана.

 
 
Индии тоже выгодна иранская нефть. США предложили индусам альтернативу в виде саудовского или американского топлива. Но Тегеран предоставил такую большую скидку, что Индия не устояла и объявила о закупке 9 миллионов баррелей "черного золота". 

Турция тоже выступает против санкций - еще более категорично, чем в прошлый раз. Мало того что она покупает иранские нефть и газ, так еще и может помочь экспортировать их под своими брендами. Египет же пытается балансировать. В этом раскладе для Штатов слишком много неопределившихся и слишком мало союзников для целостной антииранской кампании. 

Также эксперты считают, что между Россией и Ираном есть соглашение о продаже иранской нефти как российской. Это один из вариантов обойти санкции. Кстати, сама Россия выигрывает от ограничений, потому что для нее Иран - тоже конкурент на нефтяном рынке.  

Читайте также - МИЛЛИАРДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ЭКСПАНСИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: КАК КИТАЙ БЕЗ ОРУЖИЯ ЗАВОЕВЫВАЕТ МИР

Как санкции повлияют на стоимость нефти 

Аспект, который задевает Украину в этом американо-иранском противостоянии, - возможное подорожание цен на нефть. Ведь мы - страна-импортер "черного золота".  

Это зависит от многих факторов: от военной эскалации, наличия запасов в США, спроса, способности государств покрыть недостачу нефти, готовности покупателей к тому, что иранская нефть будет под запретом.  

Скорее всего, осложнения между США и Ираном повлияют на повышение стоимости нефти. Когда сокращается предложение, цены на товар поднимаются. Аналитики считают, что нефти будет недостаточно для покрытия неожиданных сбоев на рынке. Нефтяное эмбарго США на иранскую нефть может поднять цену "черного золота” до 100 долларов за баррель. Соответственно, возрастет и цена на топливо в Украине: бензин продорожает до 38 гривен за литр, а дизель - до 36,5.

До конца просчитать цены трудно, поскольку подорожание может компенсироваться другими факторами: уменьшением спроса на нефть, тем, что Саудовская Аравия и другие государства восполнят ее дефицит.  

"К американским выборам в Конгресс возможно резкое понижение цен на нефть, - считает политолог Владимир Воля. - Дело в том, что высокие цены на "черное золото" не согласуются с задачами Трампа по перезапуску и оживлению американской экономики. То, что саудовцы попались с убийством журналиста, стало подарком судьбы для Трампа. Он предложил торг: мы закрываем глаза на ваши действия, а вы помогаете снизить цены на нефть. Но будет ли это после выборов, какая будет совокупность факторов, и смогут ли они компенсировать американо-иранское напряжение - пока вопрос”.  

Окончательно тенденция с ценами на нефть станет понятной через месяц. 

Заставят ли санкции поменять политику Ирана 

Пока что все указывает на то, что отношения между США и Ираном - это приглашение к переговорам с американской стороны. В принципе, Трамп это и не скрывал, и предлагал создать новое, более жесткое для Ирана соглашение. 

"Даже для американской администрации эти санкции выглядят проблемными, отчасти невыполнимыми, - считает Владимир Воля. - Это доказывает заявление о том, что если система SWIFT не будет выполнять санкции в отношении Ирана, то Соединенные Штаты не будут сотрудничать с ней. Ситуация выглядит забавно, ведь обычно угроза отключить банки страны от системы SWIFT - это наказание.
Еще одно доказательство - ультимативные заявления о торговле либо с Ираном, либо с США. Штаты понимают, что санкции могут отказаться выполнять не только союзники, а и международные системы, организации".  

По его словам, Иран может погрузиться в некоторые социально-экономические проблемы, но вряд ли в ближайший год изменит свою политику в отношении ракетной программы, Йемена, Сирии и других претензий США. 

В Тегеране предполагают, что санкции начнут рушиться по мере приближения к президентским выборам в США. Скоро выборы в Конгресс, и к ним появляется много ультиматумов: санкции, выход из договора по ракетам, резкие заявления в отношении караванов мигрантов. Если Трамп увидит, что в итоге его политика привела к ослаблениям позиций республиканцев, он будет ее корректировать. Это может коснуться и Ирана. 

Читайте также - БЕЗ ПАНИКИ: ПОЧЕМУ СТОИМОСТЬ АВТОГАЗА ВЗЛЕТЕЛА И ЧТО БУДЕТ С ЦЕНАМИ К НАЧАЛУ 2019 ГОДА

Последствия для Украины 

Соединенные Штаты, вместо того чтобы усилить свое влияние, заставили своих союзников вместе с врагами создавать новую финансовую систему.  Это может очень сильно ослабить позиции США в мире, что Украине невыгодно. Ведь мы в своей политике опираемся на санкционные режимы против России. Если будет создан механизм для обхода санкций, Россия может использовать его в ситуации с Донбассом и Крымом. 

Трамп накаляет отношения с Ираном, провоцирует дестабилизацию на Ближнем Востоке, что опасно для Украины. Его действия косвенно влияют на нашу экономику, подрывают наши торговые отношения с этим регионом. Если война охватит Иран, волна беженцев затронет и нашу страну, не говоря уже об угрозе роста ядерного терроризма.  


С одной стороны, санкции масштабные. Но, по большому счету, кроме Израиля они никем не поддержаны. "Самые жестокие санкции" для Ирана таковыми не являются и к изменению политики страны вряд ли приведут. США ставят сами себе палки в колеса, задевая при этом и нас. 

Анна Пешкова


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.
'; str += '
'; if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { str += '' } } str += '
' + '' + 'Результат' + '
' + '
'; $box.parent().find('.dem-loader').hide(); $box.html(str).data('vote', vote).find('#js-vote-fm' + vote.absnum).on('submit', function(event){ event.preventDefault(); var $form = $(this); var $box = $form.closest('.js-vote-box'); var option_absnum = $form.find('input[name="poll"]:checked').val() || 0; if (option_absnum > 0) { $box.parent().find('.dem-loader').show(); $form.prop('disabled', true); $.post(http_addr + lang + '/actions/vote', {vote:[{'absnum':$box.data('absnum') || 0, 'option_absnum': option_absnum}]}, function(data) { var data = typeof data == 'string' ? JSON.parse(data) : data; var done = false; if (data.vote.success) { var vote = data.vote.result; $box.data('vote', vote); set_options_done(vote.absnum, option_absnum); done = true; } else { if (data.vote.result.errno == 0) { done = true; } else { alert(data.vote.result.error); } $form.prop('disabled', false); } if (done) { var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); if ( done_votes.indexOf($box.data('vote').absnum) == -1) { done_votes.push($box.data('vote').absnum); $.cookie('done_votes', done_votes.join(','), {expires: 364, path: '/'}); } build_vote_results($box, $box.data('vote')); }else{ $box.parent().find('.dem-loader').hide(); } }); } else { alert('Выберите вариант ответа'); } }); } function set_options_done(vote, option){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); if ( typeof votes_options[vote] == 'undefined') { votes_options[vote] = option; $.cookie('votes_options', JSON.stringify(votes_options), {expires: 364, path: '/'}); } } function get_options_done(vote){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); return typeof votes_options[vote] != 'undefined' ? votes_options[vote] : 0; } function build_vote_results($box, vote) { // get date of creations tart var created = new Date(parseInt(vote.created) * 1000), created_day = created.getDate(), created_month = created.getMonth() + 1, created_year = created.getFullYear(), created_date; created_month < 10 ? '0' + created_month : created_month; created_day < 10 ? created_day = '0' + created_day : created_day; created_date = created_day + '.' + created_month + '.' + created_year; var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); var opt = get_options_done(vote.absnum); var str = '
' + vote.title + '
'; if (parseInt(vote.total_votes) == 0) { vote.total_votes = 1; } if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { var p = Math.ceil((parseInt(vote.options[i].votes)*100)/parseInt(vote.total_votes)); str += '
' + '
' + vote.options[i].title + '
' + '
' + '
' + ' ' + '
' + '
'; } } if (done_votes.indexOf(vote.absnum+'') != -1 || vote.is_ended) { }else{ str += ''; } str += '
'+created_date+'
'; $box.html(str); $box.parent().find('.dem-loader').hide(); // animation progressbar's $('.vote_fill').each(function () { var fillWidth = $(this).attr('data-width'); $(this).width(fillWidth); }); } if (!window.format) { window.format=function(b,a){if(!b||isNaN(+a))return a;var a=b.charAt(0)=="-"?-a:+a,j=a<0?a=-a:0,e=b.match(/[^\d\-\+#]/g),h=e&&e[e.length-1]||".",e=e&&e[1]&&e[0]||",",b=b.split(h),a=a.toFixed(b[1]&&b[1].length),a=+a+"",d=b[1]&&b[1].lastIndexOf("0"),c=a.split(".");if(!c[1]||c[1]&&c[1].length<=d)a=(+a).toFixed(d+1);d=b[0].split(e);b[0]=d.join("");var f=b[0]&&b[0].indexOf("0");if(f>-1)for(;c[0].length