5 000 000 против легализации: почему владельцы "евроблях" недовольны новыми законами и жгут шины на границе

Размещено: 26.11.2018
5 000 000 против легализации: почему владельцы "евроблях" недовольны новыми законами и жгут шины на границе Фото: УНІАН

В силу вступили законы №8487 и №8488 о "доступной растаможке авто на европейской регистрации", которыми Верховная Рада пошла на уступки владельцам евроавто. Но владельцы автомобилей иностранной регистрации все равно протестуют: они заблокировали проезд к 11 пунктам пропуска на государственной границе Украины.

Дело в том, что водители автомобилей иностранной регистрации при въезде в нашу страну должны оплатить залог, иначе таможенники в Украину не пускают. В среднем он составляет 3000 евро. Этот и ряд других аспектов законов не понравились владельцам авто на еврономерах. Чего они добиваются и добьются ли?

Как разворачивались протесты

В условиях, когда возникла возможность уклоняться от уплаты налогов и использовать схему временного ввоза авто, украинские дороги переполнили автомобили на еврономерах. Машину специально ввозит иностранец, так называемый "верблюд". Такое авто находится в стране легально, а вот пользоваться им украинцу незаконно. В СМИ появлялась информация, что только 17 жителей польского Перемышля являются владельцами 12 500 автомобилей в Украине.

Законы предполагают, что в течение первых 90 дней хозяева таких авто могут легализовать свои машины, заплатив за акциз в два раза меньше, чем обычно платят украинцы. Получается, тот, кто законно легализовал авто, заплатил больше, чем теперь заплатят владельцы евроавто.

Сперва владельцы машин на еврономерах бастовали в правительственном квартале, еще когда возможность принятия законопроектов обсуждали на профильном комитете. Затем они блокировали движение в центре Киева, когда законопроект принимали в Раде. Глава организации "Авто Евро Сила" Олег Ярошевич в знак протеста сжег свой Land Rover. Был объявлен всеукраинский и бессрочный протест, но он, вопреки заявлению, периодически прекращался.

Уже 20 ноября недовольство протестующих переросло в массовое блокирование дорог в 15 областях Украины. В Ровно один из них проехался по ноге руководителя патрульной полиции области. Протестующие, которые перекрывали трассу Киев-Чоп, подрались с патрульными. Блюстители порядка пострадали, трех защитников еврономеров задержали.

После этого глава МВД Арсен Аваков заявил о крахе лояльности к протестующим и пообещал разблокировать дороги. Тогда владельцы еврономеров объявили, что прекращают пикет.

Затем 25 числа во Львовской области заблокировали четыре контрольно-пропускные пункты в страны ЕС. Движение заблокировано на трассе Киев-Ковель-Ягодин в Любомле, Ковеле и у пропускного пункта "Ягодин". На подъездах к границе образовались многокилометровые очереди.  Протестующие начали жечь шины и кричать “ганьба!”, установили палатки. Потушить горящие шины попытались пожарные службы, но участники акции заставили их уехать. Митингующие не пустили в Украину немецкий автобус, а на территорию таможни подъехало подкрепление пограничников.

26 ноября из-за протеста образовались гигантские “пробки”, а пограничники пропускали только машины с детьми или больными. К обеду проходным оставался один пункт пропуска в Смильнице. В Госпогранслужбе заявили об усилении мер безопасности и готовности задействовать дополнительные силы, но владельцы еврономеров не отступили и пригрозили продолжением протестов. На КПП "Ягодин" они начали строить баррикады. Начались потасовки между протестующими и дальнобойщиками.

Вместе с тем, в "АвтоЕвроСиле" заявили, что новые законы о растаможке привели к потере властью пяти миллионов избирателей. Глава движения предупредил о новом этапе противостояния и о том, что организация выдвинет нового кандидата в президенты, который пообещает отменить акцизы.

Протесты происходят во время обострения ситуации между Россией и Украиной и захвата в плен украинских моряков. Когда они прекратятся - пока неизвестно, но когда введут военное положение, в некоторых областях забастовку могут быстро разогнать. Ведь речь идет о блокировке транспортных коммуникаций и грузов, в том числе военных.

Генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко считает, что за протестами стоит желание продолжить зарабатывать на серых схемах.

“В 38 раз уменьшается акцизный сбор, убирают временные ограничения по экологическим стандартам. Что им не нравится? Где позитив от принятия лояльного законодательства? Хотите в дальнейшем еще большего снижения акцизов - внесите новый законопроект. К чему отвергать предложенные уступки ради уступок следующих? Если Президент ветирует по вашим просьбам этот законопроект, следующий, с еще большим снижением налогов, могут и не принять. Ведь и так ради евробляхеров казна будет терять в год по два миллиарда гривен. Пока ветируют этот законопроект и будут принимать следующий, ситуация затянется еще на год. Прежние налоги будут держаться все это время. Зачем им это надо?
Ответ очевиден: это выгодно тем, кто зарабатывает на существующих схемах. Те, кто строят на евробляхах бизнес, не хотят, чтобы лавочка закрылась. Они будут выделять на организованные протесты существенные деньги, будут использовать любые средства, обращаться к СМИ, но не оставят все как есть".

Читайте также - ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В УКРАИНЕ, ЕСЛИ ВВЕДУТ ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: СПИСОК ОГРАНИЧЕНИЙ И ЗАПРЕТОВ

Что не нравится хозяевам еврономеров

Изначально водители авто на еврономерах хотели справедливых правил растаможки с доступными ставками и требовали принятия единого закона, который бы действовал на постоянной основе. Они требовали разрешить таможенное оформление машин, которые не соответствуют экологическому стандарту "Евро-5", хотели отмены акцизов.

После принятия новых законов их не устроили такие аспекты:

Возраст машины. Согласно нормам этих законов, чем "старше" автомобиль, тем больше на него таможенная ставка. Получается, растаможка старых машин обойдется дороже, чем растаможка новых. Кроме того, владельцы еврономеров требуют введения механизма для того, чтобы можно было поставить на учет автомобиль старше 2010 года.

Одноразовая полная растаможка. Теперь за один въезд в зону транзита нужно полностью оплатить стоимость растаможивания, а не делать это в течение года, как раньше. Владельцы автомобилей иностранной регистрации возмущены. Они утверждают, что в таком случае не смогут часто пересекать границу с Польшей.

Закон, а не переходное положение. Добиваются льготного провоза автомобилей не на 90 дней, а навсегда. Они утверждают, что тогда растаможка действительно будет выгодной и принесет в бюджет дополнительно 2-3 миллиарда долларов.

Налоги на ввоз авто. Водители автомобилей на еврономерах убеждены, что необходимо более существенное снижение, а поблажки, предложенные Южаниной, недостаточны. Аргументируют это тем, что и без того вносят свою лепту в казну.

“Власть говорит: вы обманываете государство, не платите налоги. Но я заплатил налог, зарабатывая деньги на автомобиль, плачу, когда заправляю его, когда покупаю резину и обслуживаю его. Вы покупаете автомобиль на вторичном рынке автомобиль и платите только 3% в Пенсионный фонд. Это не так и много”, - утверждает Ярошевич.

Пока общественные активисты требуют более существенных поблажек, но не предлагают взамен никаких альтернатив. Владельцы “блях” считают, что законы нарушаются не по их вине, а из-за отсутствия соцобеспечения. А то, что госбюджет недополучает денег, ставят под сомнение. Кроме того, владельцы еврономеров убеждены, что для экологии лучше взять евробляху, чем "Жигули", которым более 30 лет. Они ссылаются на то, что эти авто - аварийные и устаревшие, а иномарки, которые они ввозят, с точки зрения безопасности намного лучше.

Читайте также - ШТРАФ В 8500 И "ДОПЛАТА ЗА СВЕЖЕСТЬ": ЧТО ЖДЕТ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТО НА ЕВРОНОМЕРАХ

Добьются ли чего-то владельцы “блях”

Юрист и экономист Сергей Войченко считает, что новыми акциями протестующие ничего не добьются.

“Основная причина для дискуссий - вопрос по применению возрастного коэффициента. Они хотят растаможки старых авто и апеллируют к тому, что сейчас в Украине ездит много старых автомобилей. Но эти автомобили уже были здесь: их или раньше растаможили, или завозили во времена СССР. Теперь они просто спокойно доезжают свой возраст”.

Он убежден, что с течением времени старые автомобили будут исчезать, а новые авто, за счет снижения налогов, предусмотренных в этом же законе, будет выгодно покупать автомобилистам. В их ремонт не придется вкладываться, и они будут отвечать современным тенденциям.

Экономист Валентин Землянский осуждает такие методы добиваться своего.

“Это власть толпы. И у нас все вопросы решаются именно так. Нам закон не писан, мы захотели, перекрыли улицы. Должны быть равные условия для всех. Иначе будет перекос и никакой демократии. Почему кто-то должен страдать из-за того, что они не хотят платить? У них есть лидер движения - так пусть он и договаривается с Кабмином”.

Землянский считает, что владельцы автомобилей на еврономерах спекулируют темой.

"Изначально была заложена серая схема и все понимали, чем она обернется. Посмотрите, какие машины идут на еврономерах. Они в ужасном состоянии, они скрываются от ДТП, ведь проще бросить машину, купленную за копейки. Когда оказалось, что нужно платить, началось возмущение. И это при том, что им пошли навстречу. Какие еще дальнейшие уступки? Из-за них ситуация уже несправедлива для законопослушных граждан. Если я соберусь продать машину, она упадет в цене, потому что рынок переполнен. По большому счету, люди, которые все справедливо растаможили, потеряли от такого решения власти. Правила должны быть равны для всех”.

В Верховной Раде уверены, что эти водители просто не хотят возвращаться в правовое поле. А глава Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина считает их действия неправомерными:

“Каждый думает, что вправе определять налоговую политику в стране. Если бы евробляхеры пошли на дискуссию, мы бы пришли к консенсусу, а они стали противиться ответственности. Нельзя нарушать законодательство только потому, что это делает много украинцев. Мы уже пошли на компромисс: в зависимости от автомобилей, ставки будут уменьшены от 7 до 50 раз. Буквально все получат возможность растаможивать авто. Сомневаюсь, что будут новые уступки”.

Владельцы авто на еврономерах показывают зубы, и тогда принимают лояльное законодательство, которое ведет к потерям бюджета. И все равно водители подрывают общественный порядок, создавая гигантские пробки. В поисках экономии они наполняют карманы тех, кто строит на “бляхах” бизнес, но не карманы своего государства. Своими протестами они вряд ли добьются более серьезных поблажек.

Анна Пешкова


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.