Авиакомпания "Роза ветров" выиграла тендер на перевозки первых лиц государства до конца года за 35 миллионов гривен. Конкуренции у компании не было - она была единственной участницей тендера. "Розу ветров" связывают с группой "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.
Также на днях Зеленский предложил заключить соглашение о реконструкции аэропорта Ивано-Франковска с компанией "Скорзонера", конечным бенефициаром которой является Игорь Коломойский.
Кроме того, сам Коломойский вновь появился в медиапространстве: он дал интервью российскому изданию РБК, в котором рассказал, кого у Зеленского хотят назначить премьером.
К чему приведет этот снежный информационный ком, и существует ли реальное влияние Коломойского на Зеленского - в материале NEWSONE.ua.
Тендер "Розы ветров"
Традиционно компания "Украина" объявляет тендера на литерные рейсы - перевозки для высших должностных лиц, представителей правительств зарубежных стран.
У авиакомпании Windrose, с которой сейчас заключили тендер, собственник поменялся в 2010 году. Гендиректор компании Владимир Каменчук продал свой пакет акций, что подтвердили в самой компании. Но то, за сколько и кому ее продали, так и не объявили. Информацию не предоставили и в Антимонопольный комитет.
Официальными учредителями компании являются ООО "Райдел", ООО "Ренли" и две кипрские компании. Многочисленные источники в СМИ говорили, что покупателями стали структуры, близкие к группе "Приват", которая принадлежала Игорю Коломойскому.
Возможно, Коломойский не афиширует сделку, так как опасается быть признанным монополистом. Структурам Коломойского до этого принадлежали еще три авиакомпании, а после покупки контроль авиарынка вырос до 60%, писали медиа. Впрочем, это не помешало научному сотруднику Atlantic Council Андерсу Аслунду заявить: монопольное положение авиакомпаний Коломойского блокировало заход западных лоукостеров в Украину.
В экспертной среде победа такой компании в условиях правления Зеленского вызвала возмущение.
"Это достаточно компрометирующая вещь, которая бросит на президента тень, ведь Зеленский пытался создать такой имидж, что Коломойский на него не влияет. Смущает, что на тендер подалась только одна компания, и она аффилирована с олигархом. Это может быть некая подстава из окружения Зе. Кроме того, под вопросом то, что нам рассказывали про суперсистему Prozorro, - говорит NEWSONE.ua политолог Алексей Якубин.
Интересно: при том, что "МАУ" Коломойского закончила 2018 год с убытком, дела у "Розы ветров" идут куда лучше. Дело в том, что она не в первый раз выигрывает такие тендеры.
В 2017 году тендер на более чем 17 миллионов гривен выиграла компания "Браво". С "Антоновым" же заключили сделку на сумму в 2 миллиона. В 2018 году "Браво" выиграла тендер уже на 30 миллионов гривен.
Мы промониторили сайт Prozorro, и оказалось, что в том же году в гонке поучаствовала и "Роза ветров". Она соревновалась с компанией "Аэростар" и победила в тендере почти на 4,5 миллиона гривен.
А в мае этого года данное предприятие вообще ни с кем не конкурировало, и получило заказ на 9,6 миллиона гривен - оно оказалось единственным претендентом на перевозки. Так что это не первый случай, когда аффилированная с Коломойским компания "катает" государственных лиц.
Скорее, вопросы есть к тому, почему в тендерах на такие суммы систематически принимает участие лишь по одной компании. Взять хотя бы тендеры на изготовление бронежилетов для украинской армии, к которым годами есть интерес только от фирмы "ТЕМП-3000". Такие закупки систематически сопровождаются скандалами: Госбюро расследований отчитывается о том, что броня простреливается, а палатки для войск протекают.
Проблема в том, что госучреждения часто прописывают условия для участия в тендере, под которые попадала бы лишь одна конкретная компания. Например, оказывается нужным наличие специфического документа. Чтобы его получить, нужно потратить месяц, а торги происходят раньше.
Если с торгами все понятно, то адекватна ли сама сумма, которую заплатят за перевозки Зеленского?
[see_also]
Тяжелая ноша или толчок для украинской экономики. Как Зеленский планирует восстанавливать Донбасс
[/see_also]
Денежный вопрос
На перелеты Януковича и главных лиц государства в 2012 году потратили 41 миллион гривен (по текущему курсу - почти 140). В 2014 году на Порошенко ушло всего 6,5 миллиона гривен. Когда деньги окончились, Порошенко пришлось оплачивать транспортировку за свой счет.
Правда, долго экономить он не стал. Уже в 2018 перелеты стоили государству 88 миллионов гривен - с учетом курса, все равно дешевле, чем при Януковиче. В этом году на воздушную транспортировку выделили около 90 миллионов.
Надо сказать, что наши президенты еще довольно экономные. В частности, только три перелеты Трампа в его гольф-клуба Мар-а-Лаго в штате Флорида стоили примерно 300 миллионов гривен.
В принципе, из расчета на то, что "Роза ветров" будет перевозить Зеленского и первых лиц государства полгода, выделяемая сумма достаточно демократична.
С финансовой стороны интереснее ситуация, касающаяся судов, на которых летает Зеленский. В "Украине" уже модернизировали два Ил-62, на которых президенты чаще всего летали за границу - за миллион гривен. Но в итоге на них он летать не будет. Госпарк состоит сейчас из трех самолетов и одного вертолета.
Зеленский, еще будучи кандидатом в президенты, заявлял, что личные самолеты ему не по душе. Он хотел их продать, оставив всего один, и вообще летать на рейсовом самолете.
"Ну, конечно, продать к чертовой матери", - сказал он.
Вероятнее, что в строю оставили бы лишь Airbus A319-115, ведь это корпоративная версия самолета, а пустили бы с молотка Ан-148-100В и Ан-74ТК-300Д. Но пока избиратели не дождались продажи суден - Зеленский отправился на Airbus в свой первый зарубежный визит в Брюссель. А на Ан-148 Зеленский полетел во Львов, чтобы посетить шахту "Лесная".
Интересно, что президент не только не продал судна, но и использовал их, чтобы, к примеру, летать на представление председателя ОГА. При этом канцлер Германии Ангела Меркель для несрочных путешествий использует наземный транспорт.
Но больше вопросов вызывает не продажа Зеленским судов и 35 миллионов гривен за перевозки, а 40 миллионов долларов, которые Зе хочет выделить другой компании Коломойского.
Починить аэропорт
Не так давно Зеленский посетил с визитом Ивано-Франковск, где поручил новому губернатору Денису Шмыгалю заняться вопросом ремонта местного аэропорта. Зеленский намерен отремонтировать его за 1,5 года за 2,14 миллиарда гривен.
Отдельный вопрос - целесообразность такого ремонта, так как Ивано-Франковский аэропорт занимает в списке украинских аэропортов по востребованности лишь 9-е место из 12. Почему выбрали именно его - неизвестно, ведь никакой программы развития авиационной отрасли так и не прописали.
Теперь остановимся на строительстве взлетно-посадочной полосы аэропорта. Зеленский запланировал, что деньги в ремонт вложат уже сейчас, а государство будет гарантировать их возврат. Дело в том, что на этот год подобные расходы в госбюджете не предусмотрели.
"Вы находите деньги на все, а государство вам понемногу отдаст 40 млн долларов. Сейчас их выделить, чтобы в течение года-полутора построить полосу, просто нет. Мы можем разбить на три года и за три года отдать. Но вы не будете ждать и Ивано-Франковщина не будет ждать", - предложил он.
Ивано-Франковский аэропорт в концессии у компании "Скорзонера" еще с 2010 года. Именно она и должна заняться ремонтом полосы.
"Вы строите, мы возвращаем. Все честно. Есть другой вариант - вы все строите, а мы ничего не возвращаем. Еще вариант - я буду тогда звонить вашим людям, которые согласно юридическим документам являются конечными бенефициарами компании", - сказал Зеленский.
Конечными бенефициарами "Скорзонеры" являются Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов.
Интересно, что государство отдало этой компании аэропорт в концессию в обмен на модернизацию на сумму в 50 миллионов гривен. Правда, пока ее следы не слишком заметны. Планировалось, что "Скорзонера" остеклит здание, сделает навес со стороны привокзальной площади, достроит два пирса. Депутаты же Ивано-Франковского городского совета говорили, что аэродром уничтожается.
От аэропорта до курорта "Буковель", принадлежащего той же группе "Приват", всего 100 километров пути. Получается, инфраструктура олигарху могла бы быть выгодна вдвойне.
[see_also]
"Большой брат" против слуг народа. Как нейросеть будет бороться с коррупцией и влиянием на нардепов
[/see_also]
След Коломойского
Политические эксперты наперебой говорили о влиянии Коломойского на Зеленского еще с дня, когда комик заявил, что будет баллотироваться на пост главы государства. Первым "звоночком" стало назначение юриста Коломойского Андрея Богдана главой Администрации президента, что оказалось большим ударом по репутации Зе.
"Понятно было, что этого человека надо ставить во главе Администрации, даже если Зе против. Назначение Богдана показало, что ключевые решения в команде Зеленского будут приниматься Коломойским. Если Богдана уволят, то между Зеленским и Коломойским возникнет конфликт," - говорит NEWSONE политолог Дмитрий Корнейчук.
Затем Коломойский в интервью заявил о возможном дефолте в Украине, из-за чего прошла волна паники среди инвесторов. Эксперты посчитали, что это было формой давления на президента.
Еще один фактор влияния - в Верховную Раду попали люди, которые могут быть связаны с Коломойским: директор 1+1 Александр Ткаченко, журналисты "плюсов" Александр Дубинский и Ольга Василевская-Смаглюк, а также гендиректор УНИАН Артем Ковалев.
А Дубинский создал депутатскую группу "Справедливость", в которую также вошли, кроме Смаглюк, и Александр Куницкий, баллотировавшийся по округу №169, и блогер Максим Бужанский, который несколько раз открыто выступал против политики "Слуги народа". Все эти люди могли бы лоббировать в Раде интересы олигарха, считают эксперты.
Теперь же на повестке дня вновь фигурируют компании Коломойского. Это тоже может указывать на взаимосвязи между Зе и Ко.
Сам олигарх отрицает попытки влияния на президента Владимира Зеленского. Да и, когда Зеленский заявил, что Коломойский вложится в ремонт инфраструктуры Донбасса, олигарх ответил: ничего об это и не знает и максимум может "покрасить несколько ларьков".
Политолог Владимир Фесенко считает, что связи не столь велики, как рисуют СМИ.
"Богдан - не просто "марионетка" Коломойского. Кроме того, списки показали: в "Слуге народа" не так много человек, которых можно ассоциировать с олигархом", - говорит он NEWSONE.ua.
А политический эксперт Алексей Якубин считает, что дальше все определит то, кто станет премьером.
В недавнем интервью Колымский сказал, что премьер-министром может стать замглавы офиса президента Украины по экономическим вопросам Алексей Гончарук, или же исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко. Как Коломойский стал располагать такой инсайдерской информацией - неизвестно, но это наталкивает на определенные мысли.
Ранее в экспертной среде уже звучали заявления о том, что Витренко - идеальный вариант для Коломойского , чтобы контролировать Зеленского.
"Коломойский говорил, что видит главой администрации Богдана, и Богдан ею стал. Если какая-то из этих кандидатур станет премьером, а есть высокая вероятность этого, то это покажет, что либо Коломойский владеет супер инсайдерской информацией, либо он влияет на назначения. В офисе Зе могли бы уже обеспокоиться последствиями. Если бы в самой "Слуге народа" расставили точки над "и", и рассказали, кого видят премьером, таких проблем бы не было", - говорит Якубин.
И здесь стоит вспомнить заявления личного адвоката Трампа Джулиани, который отменил визит в Украину, так как в окружении Зеленского "есть токсичные люди, связанные с Коломойским". Отчасти из-за того, что в США не видят удаленности олигарха от украинского президента, встреча Зеленского с Трампом не происходит.
"Тут возникает главный вопрос для Зеленского. Через некоторое время уже Офис уже не сможет спорить о том, что влияния нет. И это также повлияет на репутацию Украины на международной арене. Не секрет, что международные партнеры к нам присматриваются. Помним дела, которые открыты в США по поводу отмывания денег Коломойским. Ели информация будет накапливаться как снежный ком, международные финансовые институции будут сворачивать свою помощь", - подчеркивает Якубин.
Пока ничего прямо не указывает на махинации при победе "Розы ветров" на тендере на президентские перевозки. Но эта новость вкупе с заказом услуг у "Скорзонеры" и с резонансными заявлениями Коломойского подрывают имидж президента. Если Офис вовремя не покажет удаленности Зе от олигарха, это может негативно отразиться на восприятии нашей страны на международной арене.
Анна Пешкова