NewsONE

Пенсионной реформы не будет. И это к лучшему

Очередное правительство старательно уклоняется от счастья провести пенсионную реформу. Очень похоже на лихорадочное перебрасывание горячей печеной картошки с одной руки в другую.

Очередной тур скандалов разгорелся вокруг пенсионной реформы как раз накануне переговоров с МВФ по поводу возобновления кредитной программы. Правительству нужна валюта от Фонда и не нужна истерика от оппозиции. Оппозиции нужна истерика от пенсионеров. Работающим и самозанятым не нужны руки правительства в их карманах.

Нам старательно "втирают" о 150 млрд грн дефицита Пенсионного Фонда - в совсем недавние времена (2015 год, полных и окончательных данных по 2016 году еще нет) дефицит составлял около 95 млрд гривен. За два года нарастить дефицит в полтора раза? С какого бодуна? Инфляция - 12,4% по итогам 2016 года. В 2017 году обещают и того меньше - до 9%. Номинальные зарплаты растут, пенсионеров больше не становится (12,1 млн - как и в 2015 году). Да, много трудоспособных выезжает работать за границу. Но все же не настолько много, чтобы все валилось из рук.

Могут сказать, будто есть проблемы с взиманием ЕСВ (единого социального взноса) - именно он, по идее должен наполнять Пенсионный фонд, но его не хватает. Не хватает? Странно: в 2016 году рост поступлений от подоходного налога (а там та же база начисления, что и у ЕСВ) составил чуть ли не плюс 40% (точные данные будут позднее) в сравнении с данными 2015 года. Что-то пошло не так? Очень похоже на то: 18 января Кабмин утвердил бюджет Пенсионного фонда в сумме 284 млрд грн, из которых 142,5 млрд грн - поступления от ЕСВ, а 141,5 млрд грн - дотации из госбюджета.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Устенко назвал препятствия на пути сотрудничества Украины с МВФ

ИТОГО: сейчас дефицит ПФУ - почти половина его сметы. И никакого внятного контроля за целевым использованием его средств. Зато есть скандалы вокруг разворовывания пенсионных денег. Свежайший - 18 января, раскрыли схему с фальсификацией выплат.

А теперь немного о старых цифрах (итоговые по 2015 году), которые помогут нам понять, что же с тем Пенсионным фондом творится.

169,87 млрд грн - собственно поступило в Пенсионный фонд от ЕСВ и других собственных источников.

94,8 млрд грн - дотация из госбюджета.

265,67 млрд грн - расходы ПФУ на выплаты и прочие нужды, из которых

- 2,45 млрд грн - на управленческие и прочие накладные расходы.

- 263,22 млрд грн - собственно выплаты пенсионерам.

При средней за год численности пенсионеров 12,1 млн человек, получается, что в среднем пенсия составляла чуть более 1716 грн - если учесть выплату в декабре 14 млрд грн в качестве пенсий за январь-2016. Запомним эту цифру.

Посмотрим на 2016 год. Увы, данные будут только по итогам 10 месяцев и не вполне точные (окончательные появятся ближе к весне). Важно отметить, что численность пенсионеров в стране практически не изменилась.

90 млрд грн - собственно поступило в Пенсионный фонд от ЕСВ и других собственных источников.

111.2 млрд грн - дотация из госбюджета.

198,8 млрд грн - расходы ПФУ на выплаты и прочие нужды.

После вычета из раздела "расходы" обычных сумм, соизмеримых с потраченными в 2015 году, пенсионерам остается 196,7 млрд грн (и плюс к ним нужно учесть выплаченные в декабре 2015 года 14 млрд грн на пенсии за январь-2016), то есть ориентировочно 1 737  грн в среднем на одного пенсионера в месяц.

Согласно данным Укрстата, средняя численность работников в январе-сентябре 2016 года (свежее информации не было в январе-2017) составляла 7,88 млн человек при средней за период зарплате 4989 грн. Несложно подсчитать, что за первые 10 месяцев 2016 года работающие получили зарплаты 393,13 млрд грн.

Собственные доходы ПФУ составили за те же 10 месяцев 2016 года, напомним, 90 млрд грн, что можно оценить в 22,3% зарплат, полученных работающими (те самые 392,13 млрд грн).  Напомним, что ЕСВ (единый соцвзнос) в 2016 году имел ставку 22%, так что все более или менее совпадает.

Еще раз: среднемесячное число официально работающих составляет в Украине около 7,88 млн человек против 12,1 млн пенсионеров. То есть по три пенсионера на двоих работающих.

По этой причине - мало работающих и много пенсионеров, напомним, в 2016 году государству за первые 10 месяцев пришлось внести дотаций в ПФУ на сумму 111,2 млрд грн. То есть ПФУ более чем наполовину финансировался не за счет ЕСВ (от него получено было 90 млрд грн), а за счет дотаций.

Итого: Пенсионный фонд более чем наполовину финансируется из дотаций. Так было в 2016 году. Так запланировано на 2017 год.

Занавес. Теперь - о пенсионной реформе.

Как обойтись без госдотаций Пенсионному фонду, если не наращивать ставку ЕСВ? Увеличивать заработную плату вдвое. Что, собственно, правительство и попыталось сделать с 1 января 2017. Ну, понятно, что здесь речь идет не об удвоении зарплат, а об увеличении сумм ЕСВ, которые работодатели должны платить за своих сотрудников. Ближе к июню мы увидим статистику по сбору ЕСВ после введения МЗП 3200 (минимальная зарплата 3200 грн).

Понятно, что удвоение минимальной зарплаты и рост собираемого с нее ЕСВ не решит проблему удвоения доходов Пенсионного фонда. По двум причинам: многие уже имели "белые" зарплаты выше "минималки", а усиление налогового давления стимулирует рост "тени".

Чтобы Пенсионному фонду свести концы с концами, нужно увеличивать зарплаты и/или число работающих. Второе - точно из области фантастики. А как с первым, с резким ростом зарплат?

Удвоить зарплаты без ускорения инфляции? В принципе, возможно. Для этого нужны:

а) иностранные инвестиции (они повышают спрос на персонал и его цену, а также разогревают экономику);

б) снижение подоходного налога. Снижать его нужно по двум причинам. Во-первых, потому, что снижение налогов приводит инвесторов в движение, а, во-вторых, у населения остается в таком случае больше денег на какие-то потребительские цели. Что, естественно, приведет к росту спроса и экономической активности.

Мы сильно видим успехи Кабмина по части привлечения иностранных инвестиций в частный сектор и снижения налогов? Увы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рева: Никто не будет повышать пенсионный возраст в Украине

И, как ни крути, а та солидарная пенсионная система, что сейчас реализована в Украине (нынешние работники платят на пенсии для нынешних пенсионеров), дальше работать в прежних условиях не может. С точки зрения математики, не мешать экономическому росту такая система может только при условии, что работников будет в полтора-два раза больше по численности, чем пенсионеров.  В Украине, напомню - 3:2, три пенсионера на двоих работающих.

Что делать? Создавать второй уровень системы пенсионного обеспечения - не через отщипывание части заработка работающих, а благодаря инвестициям?

Отличная идея: молодая часть работающего населения будет сейчас откладывать на специальные пенсионные счета сбережения на будущие пенсии. Естественно, такие накопления должны приносить в будущем доход, достаточный для безбедной жизни.

Предположим при этом, что нынешних пенсионеров госбюджет уж как-то прокормит - несмотря на то, что деньги нынешних работников будут идти на личные пенсионные счета.

И тут нас подстерегает вопрос: а куда в Украине инвестировать "пенсионные" деньги? Допустим, случилось чудо: государство как-то напряглось и нынешних пенсионеров смогло прокормить. Что делать с деньгами будущих пенсионеров? Где "парковать" инвестиции поду будущие – "инвестиционные", а не солидарные пенсии?

У меня плохая новость: в Украине некуда инвестировать такие суммы. Фондовый рынок? Рынок акций? Его нет. В большинстве крупных компаний почти 100% акций принадлежат ключевым владельцам и чужие акционеры там не нужны.

Это в США и ЕС, где есть развитые фондовые рынки, где защищаются права акционеров покруче, чем Форт-Нокс с его сотнями тонн золота, пенсионные деньги гостеприимно ждут в инвестиционных фондах. В Украине - нет. Это в США и ЕС пенсионные деньги используют для финансирования ипотечных программ. В Украине - нет. Облигации госзаймов и муниципальных займов? Они не дадут прироста экономики, за счет которого в будущем можно будет платить пенсии. Ну и еще потребуют от налогоплательщиков расходов на обслуживание этих займов.

ИТОГО: даже если нынешнее наиболее активное поколение, которому сейчас 25-40 лет, все же начнет накапливать на пенсию на втором уровне государственной (или частной - без разницы) пенсионной системы, им тупо некуда будет вложить свои накопления.

Но вот эти все разговоры о втором уровне системы - они немного не про сейчас, даже не про завтра. А про примерно "на следующей неделе".

А что сейчас будет сделано ради сбалансирования Пенсионного фонда Украины?

Повысят пенсионный возраст? Заморозят индексации пенсий? Увеличат отчисления в Пенсионный фонд с работающих?

Про возраст выхода на пенсию думать - табу: почти хором все ключевые фигуры Кабмина нынче отрицают планы по наращиванию срока выхода на пенсию.

Заморозить индексацию пенсий, постоянно подгоняя МЗП (минимальную зарплату)? Ну так на следующие выборы тогда можно членам нынешнего Кабмина не ходить. А у них, как обычно, Планы.

Увеличивать отчисления с работающих? Ну так получим привет от них на выборах, да плюс к этому ускорится исход работоспособного населения в Польшу, Италию, Словакию и Испанию (список приятных для работы стран можно продлить).

ИТОГО: Пенсионную реформу в ближайшее время заболтают. Что, возможно, к лучшему, если учесть уровень квалификации джентльменов из социального блока Кабмина. Потому что хуже бестолкового работника только бестолковый и, вдобавок, инициативный.

Почему так смело пишу о бестолковости? Ну, вспомните, как раскруткой коммунальных тарифов до небес похоронили идею детенизации зарплат за счет снижения ставки ЕСВ. Если кто забыл - из-за желания получать субсидии люди начали весной-летом 2016 года массово садиться на "минималку", хотя многие уже к тому моменту распробовали преимущества работы "по-белому".

Ну и чудесное решение об обязательной уплате ЕСВ в 704 грн со всех неработающих ФЛПов. Если уж страдания нескольких сотен тысяч вчерашних предпринимателей так вздернули страну и ее медиа, то что будет, если затронут интересы хотя бы 1-2 млн человек из 12-13 миллионов пенсионеров или те же 1-2 млн из 7-8 млн работающих?

В общем, все указывает на то, что пенсионную реформу вновь отодвинут "на потом". Что в условиях дефицита идей у чиновников есть все же меньшее зло.

Александр Крамаренко,

главред журнала "Деньги.Ua"