Слушать
Слушать

Микро-рост дает нано-надежды

20.10.2017

Прогнозы правительства в отношении роста украинской экономики в 2018 году не перестают удивлять наших западных партнеров и разочаровывать украинский бизнес. +3% – именно столько ВВП Украины, по мнению исполнительной власти, прибавит в 2018 году. Оппозиция этот план роста называет более чем скромным, а наши иностранные партнеры редко обращают внимание на подобные планы, давая понять, что сам факт восстановления роста – это уже позитив. Обывателей же интересует простой вопрос: как эти +3% от Гройсмана будут оказывать влияние на жизнь рядового украинца.

Примерный подсчет

Итак, ВВП Украины за 2016 год составил в долларовом эквиваленте $93,27 млрд. Для сравнения в 2008 году ВВП достигал уже $180 млрд., а в 2013 году – $183,3 млрд. Девальвация гривны, сокращение подконтрольных территорий и уменьшение численности населения, заинтересованного работать в Украине, привели к заметному падению номинального ВВП в долларовом эквиваленте. И тут мы сталкиваемся с первым очень важным для понимания моментом: плюс 3% в 2013 году это в долларах США совсем не то, что плюс 3% в 2018 году. Максимум прирост ВВП в 2018 году Украине принесет $3 млрд., из которых в бюджет обычно попадает около 15-20%, т.е примерно $0,6 млрд. или 15-16 млрд. грн.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Темное сырьевое будущее: основные риски для экономики Украины до конца 2017 года

Эти расчеты весьма примерные, поскольку мы не знаем точно курсовую динамику на 2018 год. Также у нас может меняться налоговая нагрузка на ВВП, даже без изменений налогов, а под влиянием перемен в их администрировании. Сам премьер-министр Украины оценивает прирост ВВП в 2017 году примерно в 400 млрд. грн. Для меня загадка: откуда он взял такую цифру. Очень может быть, что она правдива, но рассчитывалась не из ВВП в сопоставимых ценах или из ВВП в долларовом эквиваленте, т.е. 400 млрд. грн. может включать в себя эффект от инфляции и подаваться в ценах 2018 года. Не буду оспаривать цифру премьера, она имеет право на жизнь, однако в реалиях долларового ВВП 2016 года она очень слабо аргументирована и, скорее всего, имеет политическое происхождение. По моему мнению, в ценах 2016 года мы можем рассчитывать на прирост ВВП не более чем на $3 млрд., что по сегодняшнему курсу составляет около 81 млрд. грн.

Распределение микро-роста

Бюджет 2018 года предполагает, что мы можем перераспределить примерно 80% доходов через Киев, при этом нагрузки на местные бюджеты вырастут. Скорее всего, местные бюджеты будут поддержаны через механизм субсидий и субвенций. Простым языком это означает, что Киев увеличивает зависимость регионов от центра: вроде бы на регионы и возлагают большую расходную часть, но вот доходная остается под контролем Киева. Я на 100% уверен, что данная тенденция, с учетом АТО и нестабильности на украино-венгерской границе остается единственно правильной, но тогда не нужно декларировать передачу больших прав регионам. Финансово мы остаемся унитарной страной, и именно в Киеве готовят пенсионную реформу, решают, сколько платить учителям и медикам, и этим правящая коалиция фактически формирует ожидания электората и может как-то управлять его предпочтениями перед выборами.

Впрочем, управлять особенно нечем. Утвержденный бюджет Пенсионного фонда Украины на 2017 год составляет 284 млрд. грн., из которых почти 142 млрд. грн. не были подтверждены доходами, т.е. являлись дефицитом. Как видим даже 3% прироста ВВП (даже по версии Гройсмана) проблему дефицита ПФУ в 2018 году не решит, а значит, делить будет просто нечего. Очень вероятно, что в 2018 году правительство будет иметь искушение через инфляционный механизм переделить доходы в пользу социальных выплат. Однако если это и будет происходить, то только под воздействием протестных настроений и желания коалиции остаться у власти. В ценах 2016 года по уровню соцвыплат мы все равно будем находиться где-то в диапазоне 0-10%, без ощутимого прироста благосостояния населения, особенно в бюджетной сфере.

Какие факторы могу изменить картину?

Самый большой по потенциалу фактор, который может поменять социальную картину в стране – успешная приватизация. Нынешним властям просто "кровь из носу" нужна приватизация по сценарию "Криворожстали" – так, чтобы объект или объекты были куплены за несколько миллиардов долларов. Это одновременно пополнило бы запасы валюты в стране и принесло большой плюс в государственный бюджет. Однако таких объектов у страны уже нет, а последний срыв приватизации Одесского припортового завода показывает, что организация приватизации в современных реалиях не такой и простой сценарий. Ситуацию могут смягчить выставленные на продажу облэнерго и еще ряд объектов, но вряд ли они суммарно вольют в бюджет сумму в более чем $4 млрд. сверх уже запланированной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Безработица и реформы: идеология реформ требует коррекции

 Вторая по потенциалу статья доходов – это разблокирование квот на украинский экспорт в ЕС. Евросоюз идет Украине навстречу, но очень медленно. Только увеличение квот в 2018 году помогло бы увеличить наш зерновой и прочий агроэкспорт в ЕС еще на $3-4 млрд., однако, вместо расширения квот, мы получили от ЕС анонс антидемпинговых санкций против Украинских металлургов. В 2017 году ситуация с экспортом не была плохой: вопреки всем прогнозам нас поддержал спрос из Азии и стран Ближнего Востока, однако так будет не всегда. Прогнозируемый рост ставок ФРС и ЕЦБ в 2018 году заставляют нас искать компенсаторы падения спроса на сырьевых рынках. Пока таких компенсаторов нет, и наша экономика живет по принципу "повезло - не повезло", поскольку правительство и другие органы исполнительной власти спросом на сырье за пределами Украины управлять не могут.

Третий компенсатор – это прямые иностранные инвестиции. 100%, что от ПИИ, сделанных в 2018 году, бюджет получит очень формальные суммы. Однако перед нами стоит задача не "содрать с инвестора", а обеспечить прирост рабочих мест. Мы по-прежнему являемся страной с аномальной экономикой, в которой 5-7 млн. трудоспособных граждан не заявляют о своей безработице, но одновременно и не работают внутри страны, так как существенная часть из них выезжают на заработки в ЕС или страны СНГ. В стратегическом понимании данные граждане – это наш главный экономический ресурс, и если правительство обеспечит их конкурентную занятость, то ВВП страны и бюджет Пенсионного Фонда будут совсем иными. Но для роста занятости нужны реальные инвестиции, а их пока слишком мало для того, чтобы они дали эффект, заметный в макроэкономическом масштабе.

Безусловно, из всех трех факторов качественного роста самый важный – последний, ибо при приватизации мы продаем то, что создали "наши деды", а делая ставку на экспорт на падающем сырьевом рынке, мы просто будем пытаться вылезти на шею ЕС. С другой стороны, идея создать рабочие места для “гуляющего” по соседним странам трудового ресурса выглядит настолько многообещающей, что с ней можно идти на выборы. Нынешнее правительство эту проблему в упор не замечает, вспоминая о проблеме гастербайтеров, только когда речь заходит о дефиците ПФУ. Надеюсь, риторика исполнительной власти вскоре изменится.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Борьба за выживание: нужен ли Украине новый транш МВФ?

Итак, мы подошли к идее того, что даже если прогноз прироста ВВП на 3% в 2018 году будет реализован в полном объеме – делить от такого прироста будет особенно нечего. Примерно 15% этого роста "попадет" в бюджет, а это всего около 10% нынешнего дефицита ПФУ, т.е. рост социальных выплат будет возможен только за счет перераспределения средств или "инфляционного налога". Все высказанные страхи, конечно, плохо сочетаются с режимом монетарной дисциплины и таргетирования, от которого не намерен отказываться НБУ. Поэтому НБУ и правительству в 2018 году придется искать золотую "инфляционную середину" между тем барьером соцвыплат, который будет угрожать финансовой стабильности, и желаниями политиков простимулировать электорат. Сделать это будет очень сложно, а значит при прочих равных условиях в экономике нам обеспечен эффект застоя, который при угрозе нарастания военных рисков и беспорядков внутри страны является не таким уж и плохим сценарием для бизнеса и населения.

Виталий Шапран
Член исполкома УОФА

Loading...