Кто был предателем - стал героем: как Украина перестает быть правопреемницей УССР
Верховная Рада поработала просто отлично хотя бы потому, что приняла законопроект о реабилитации жертв коммунистического и тоталитарного прошлого 1917-1991 годов. Это мнение Андрея Парубия, а значит, оно не может быть неверным.
Не стоит искать в этих словах насмешку: руководитель высшего законодательного органа страны является одним из идеологов ее разрушения в пользу другого проекта. Поэтому со своего места сидения он может объективно оценивать успешность процесса. Принятый в первом чтении законопроект №6574, усовершенствующий процедуру реабилитации "жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима" - действительно важный шаг и сейчас мы объясним, почему.
Этот документ вносит поправки в Закон "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине" (именно "на"), принятый сразу после обретения независимости. На первый взгляд, это достаточно антикоммунистический закон, который четко охватывает период после 1917 года и осуждает его. В преамбуле даже содержатся соболезнования семьям пострадавших, и особо осуждается сталинский режим. Однако при этом рассматривает указанное время как часть истории страны и исходит из того, что Украина образца 1991 года - правопреемница УССР.
Поэтому комиссии по реабилитации, действовавшие при областных прокуратурах, рассматривали дела репрессированных, опираясь на Уголовные кодексы 1927 и 1938 годов. Правовой подход в этом случае не изменился и лица, осужденные за уголовные преступления, реабилитации не подлежали. Что же касается тех, кто получил срок или был лишен жизни по знаменитой 58-й статье, то по ним рассматривались конкретные материалы дела.
Надо сказать, что эта статья со всеми ее многочисленными частями, не такая уж страшная и имеется в уголовном праве любого уважающего себя государства. Она касается действий, связанных со свержением, подрывом или ослаблением власти, шпионажем, диверсиями и прочими темными делами. В современном УК Украины тоже есть статьи "Государственная измена", "Диверсия", "Шпионаж", и по ним регулярно осуждают людей.
Другое дело, что по 58-й статье когда-то отправляли в лагеря и за анекдоты. Поэтому задачей комиссий по реабилитации было определить реальность обвинения. "Анекдотчики" - жертвы, без вариантов. А реальных врагов советского государства никто не реабилитировал. Припоминается случай, рассказанный руководителем комиссии по реабилитации при Донецкой областной прокуратуре Маратом Мулкиджановым: про полицая. Родственники обратились по поводу восстановления доброго имени несчастного, расстрелянного кровавым тоталитарным режимом. Однако в материалах дела содержались показания свидетелей, как несчастный, находясь на службе у немцев, измывался над местным населением. Поэтому в памяти потомков он так и остался наказанным за дело.
Но вот выходит Парубий вместе с авторами законопроекта, и говорит: минуточку. Это была никакая не наша страна и мерить одним аршином мы больше не будем. Кто служил у немцев - боролся против коммунизма. Так что, выходит, наш полицай - герой. Кто совершал диверсии и теракты - молодец. Кого раньше клеймили изменником и шпионом достоин почитания и уважения.
Это буквально. Из действующего текста закона "О реабилитации" убирается норма о том, что нельзя реабилитировать человека, если есть доказательства совершения им терактов, преступлений против человечества и человечности, карательных акций против мирного населения, убийств, истязаний граждан и пособничества в этом оккупантам в период Великой Отечественной войны, организацию вооруженных формирований, совершавших убийства, разбои, грабежи и чинивших другое насилие.
При этом, наоборот, определяется обширный перечень преступлений, осуждение за которые считается признаком репрессий. Это как раз упомянутые
- диверсии;
- вредительство;
- саботаж;
- теракты;
- организация разрушений железнодорожных путей, дорог, средств связи, общественных складов, административных или промышленных зданий, водопроводов;
- шпионаж;
- вооруженные вторжения на территорию Украины или СССР;
- организация и участие в вооруженных формированиях, если указанные действия совершались в борьбе за независимость Украины.
Безоговорочно попадают в этот интересный перечень представители ОУН, УПА и "других организаций". То есть, в принципе, все.
Если вспомогательная полиция из числа членов ОУН (м) принимала участие в расстрелах в Бабьем Яре, то это не преступники никакие. Они же за Украину боролись. Сжег 118-й батальон шуцманшафта деревню Хатынь вместе с жителями? С кем не бывает, оступились. Но в целом претензий к ним нет: патриоты, националисты, герои. Отряды УПА резали мирное польское население и советских учительниц в колодец засовывали? Так все правильно, отстаивали независимость.
Причем решать теперь это будет не прокуратура и даже не суд, а "комиссии по реабилитации". В их состав войдут представители от Уполномоченного по правам человека, территориального органа Нацполиции, регионального органа СБУ, Института национальной памяти, местного совета, региональной прокуратуры, научных учреждений. Решать будут в соответствии с духом национальной идеи, то есть "по понятиям". Советский УК здесь будет, наоборот, мерилом правильности тех или иных действий: чем хуже - тем лучше.
Таким образом, системно, шаг за шагом внедряется парадигма "антипреемственности" Украины от УССР и успех состоит именно в широте этого внедрения. Однако это напрямую связано с другими процессами, которые тот же Парубий во внимание не берет. Следствием "успехов" является то, что Украина образца 1991 года лишается ряда признаков и атрибутов государства: суверенитета, Конституции, экономики, ресурсов и всеобщности, когда государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.
Нетрудно догадаться, что логика культурной войны, ярко представленная законопроектом о новых правилах реабилитации, лишает государство и действующую власть какой-либо легитимности в глазах миллионов граждан. Она ведет к отторжению территорий, масштабным экономическим потерям, которые вынуждают где-то брать деньги и отдавать долги суверенитетом и землей. Она лишает каких-либо перспектив двусторонние отношения с той же Польшей, категорически не приемлющей героизации темных сил. Наконец, вопрос преемственности государства напрямую касается западных границ: если Украина не имеет ничего общего с УССР, она не имеет ничего общего и с Буковиной, Бессарабией, Галичиной, Волынью, Закарпатьем.
Признаков и атрибутов государству остается немного: принуждение и аппарат насилия, законотворчество и законодательство, сбор налогов, часть территории, стремительно стареющее население, государственный язык и символы (не все). Но, как и было сказано вначале, с точки зрения авторов проекта этого может быть достаточно. В конце концов, чтобы идея жила, достаточно пространства размером с голову одного человека средних размеров. А огромное и сложно устроенное государство иметь вовсе необязательно.
Дмитрий Заборин
историк, директор Центра прикладной политологии