Борьба за тунеядство: 5 главных вопросов о протестах в Беларуси
В столице Беларуси Минске 17 февраля прошли массовые протесты из-за "налога на тунеядство". На улицы по разным подсчетам вышли от 5 до 10 тыс. человек.
Митингующие собрались на одной из площадей города, после чего направились под Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Люди хотели защитить свое право не работать.
NewsOne собрал ответы на пять главных вопросов о причинах протестов и перспективе митингующих добиться своего.
Что такое налог на тунеядство?
Налог на тунеядство - декрет президента Беларуси № "О предупреждении социального иждивенчества", который был подписан еще 2 апреля 2015 года. Согласно нему, граждане, которые не платили трудовой налог более 183 календарных дней в году, должны перечислить в бюджет около 230 евро. Впервые белорусам нужно заплатить налог до 20 февраля 2017 года. Это компенсация за тунеядство в 2015 году.
Освобождаются от уплаты налога инвалиды, несовершеннолетние и пенсионеры, а также те, кто воспитывает ребенка младше семи лет (или ребенка-инвалида до 18 лет), многодетные и проживающие в республике менее 183 дней.
"Дармоеды, лентяи должны работать. Кто не платит налоги, должен платить. Речь идет о бездельниках, которых у нас больше 400 тысяч. Каждый должен работать, приносить пользу себе, своей семье и государству", - объяснял декрет президент Лукашенко.
Кроме того, власти Беларуси объяснили налог тем, что многие граждане либо работают и не платят налоги, либо работают за границей.
Кто организовал протесты?
Борьба с налогом в Беларуси началась параллельно с подписанием декрета, периодически граждане выходят на митинги. Наиболее масштабный состоялся 17 февраля, когда на улицы Минска по разным подсчетам вышли от 5 до 10 тыс. человек.
Среди организаторов протестов общественные активисты, правозащитники, профсоюзы и оппозиционные политики.
В частности, член независимого профсоюза работников радиоэлектронной промышленности Александр Сахарук начал протест со сбора подписей возле одного из магазинов Бреста. Правозащитные организации, такие как "За наш город", "Белорусский Хельсинкский комитет", ищут юридическое воздействие на декрет и призывают людей демонстрировать свою позицию на улицах.
Организацией уличной активности больше всех занимаются представители Объединенной гражданской партии (ОГП), Белорусской партии левых "Справедливый мир", организации "Белорусский Национальный Конгресс" и других оппозиционных структур.
Как происходит борьба в кабинетах?
Правительство Беларуси поначалу пыталось стимулировать граждан добровольно признаваться в тунеядстве. В частности, обратившимся в налоговую инспекцию до 31 мая 2016 года обещали скидку в размере 10%. Однако этого делать никто не спешил.
Прежде всего люди были заинтересованы в том, чтобы не платить налог вообще. Первой процедурой стали письменные обращения в Министерство по налогам и сборам, городские исполкомы. Там предлагали во избежание налога предоставить справку, что доходы семьи не превышают бюджета прожиточного минимума на человека.
Юристы и правозащитники также предлагали обжаловать требование об оплате налога в суде. Это, по их словам, если и не докажет необоснованность действий налоговых органов, то позволит потянуть время вплоть до возможной отмены декрета. Во время рассмотрения жалобы или судебного процесса, как отмечают они, не начисляется пеня.
Неуплата налога на тунеядство грозит белорусам санкцией в виде запрета на выезд из страны. Этот пункт юристы предлагают обойти с помощью уплаты налога и последующего судебного иска, который в случае чего позволит вернуть деньги.
Какая реакция других стран на скандальный налог?
Поддержку "налога на тунеядство" своеобразно высказали в Российской Федерации. Премьер страны Дмитрий Медведев даже задумался над тем, чтобы подобную опцию внедрить в России. Единственное, Медведеву очень не нравится термин "тунеядство". Он это описал как "налог для тех, кто в тени".
Прямой реакции Запада и Украины на скандальный налог в Беларуси фактически не было - никаких санкций, указаний или т.п. Единственное, некоторые международные организации и эксперты из-за этого обвинили Беларусь в негативном отношении к институту брака. Указывали на то, что в развитых странах семьям предоставляется вычет, если, например, муж содержит неработающую жену. В Беларуси же получится, что муж платит дважды: налог за себя и за жену.
Есть ли перспектива отмены "налога на тунеядство"?
Страны Запада и международные организации стараются максимально не обращать внимание на внутренние проблемы Беларуси, поэтому рассчитывать на отмену налога под давлением не приходится.
Методом давления остаются уличные протесты, которые в последнее время набрали оборот, а также обжалования в суде и администрациях. Это уже дало положительный результат - заместитель министра по налогам и сборам Беларуси Светлана Шевченко заговорила о возможном пересмотре декрета в сторону его смягчения.
Впрочем, о полной отмене речь, скорее всего, не идет. Декрет поддерживает президент Беларуси Александр Лукашенко. Его интерес в этом личный, хозяйственный и принципиальный - граждане должны работать, безработицы быть не должно. К тому же в идеале это принесет бюджету около 70 млн долларов. На данный момент собрано уже 7 млн, а затраты составили 370 тыс. долларов.
Владислав Радийчук