Прямой эфир

Зачем нужен НАК "Нафтогаз"

  • Telegram
Размещено: 05.06.2020
Андрей Коболев. Фото: pravda.com.ua

Зачем нужен НАК?

Андрей Владимирович Коболев перестал любить конкуренцию. А что еще думать?! На второй срок АВ переизбрался без конкурса, не устает язвить его оппонент Юрий Витренко. 20 мая голос юриста НАКа позволил остановить конкурс по отбору председателя правления "Укрнафты" и назначить на эту должность "приватовского" Олега Геза… А теперь глава НАКа выступил за пошлины на импорт дизтоплива и сжиженного газа, которые лоббирует Игорь Коломойский. А это снова не что иное, как прямой удар по конкуренции. Впрочем, не будем спешить с выводами.

В контексте пошлин передо мной снова стал давний вопрос, который наверняка мучает не только меня: а зачем вообще нужен НАК? Неужели "Укргаздобыча" не сможет работать без этой "мансарды"? Думаю, она бы запросто и газ импортировала, для этого много не нужно (не более 10-15 человек), да и газ населению и промышленности могла бы продавать без проблем. Или "Укртранснафта", которая вообще сама в себе. Или вот последний и лучший пример - "Укртрансгаз" и анбандлинг. Невероятно, но ГТС без НАКа не остановилась!

Единственный смысл в этой компании я всегда видел в реализации стратегических инициатив по укреплению энергетической безопасности. А это прежде всего инвестиции в инфраструктуру, ее развитие и модернизация. Неплохо получилось с реверсом газа и диверсификацией в 2014 году. Правда, тогда ситуация была безвыходная, больше ничего не оставалось, пришлось делать. А вот со стратегическим подходом хуже. И вопрос пошлин на дизтопливо и сжиженный газ как раз из этой серии.

Что предлагается сделать? Если коротко, то просто поднять цены на нефтепродукты для населения и промышленности. Способ не новый, но эффективный. Никаких вложений, никакого развития, ноу-хау, просто берем, закрываем рынок и поднимаем цены. Профит! Правда, за счет экономики Украины.

А как было бы правильно? Давайте помечтаем. У НАКа есть 43% акций крупнейшего НПЗ страны - "Укртатнафты". Но с 2007 года им управляет группа "Приват". Так вот, с 2014 года со стороны НАКа не было даже попыток созвать собрание акционеров и попытаться реализовать свои права крупнейшего акционера. А между тем мощности этого предприятия способны во многом покрыть потребности страны в моторных топливах и маслах. По-хорошему, надо вместе с "Приватом" модернизировать этот завод и таким образом повысить его конкурентоспособность и экономику. (У Коломойского деньги есть, в этом же никто не сомневается? Вот и на днях новости были про 4 млрд грн, заработанные непосильным трудом за год на государственном "Центрэнерго"). Это были бы инвестиции в будущее и это - достойный пример работы государственной нефтегазовой компании. А в случае пошлин дополнительно полученные заводом деньги просто останутся в кармане у того же Коломойского, который пока в особых инвестициях не замечен. (Если не считать американскую недвижимость).

Единственное, может "Укртранснафта" качнет в Кременчуг дополнительно 1-1,5 млн т нефти, но пока это очень и очень неточно, нарастить переработку заводу мешает большой отбор бензина (его импорт ограничивать почему-то не хотят, хотя этого добра у нас как раз много в отличие от ДТ и сжиженного газа).

Далее. Предлагаемый вариант пошлин не уменьшит импорт. В случае с дизтопливом российский поток просто перераспределится между другими странами. И кому как ни Андрею Коболеву не знать, что будет происходить? Как и в случае с диверсификацией поставок природного газа, мы продолжим покупать тот же российский продукт, только с дополнительной транспортировкой и маржей европейских трейдеров. В немалой степени это будет продукт из российской нефти, например, переработанной в Беларуси, Литве, Польше (да, да, наши европейские друзья на 70-100% сидят на российской нефти). Поэтому риторика канала "1+1", что, покупая российский дизель, мы помогаем агрессору, также справедлива и для белорусского, и для литовско-польского нефтепродукта. И, пожалуйста, не переживайте за российский дизель, как только мы от него откажемся, его мгновенно разгребут европейцы, еще и спасибо нам скажут (особенно когда перепродадут нам же, прикурив свои 20 баксов на тонне).

Или возьмем сжиженный газ. Ни 8,5%-ная пошлина, ни 15%-ная ничего не изменит. Автогаз из России как везли, так и будут везти - взять больше негде. Заместить российское направление может только море, но оно дороже, пошлина нужна 20-25%. Проблема иная: а как принять такой объем, мощностей достаточных нет. И вот здесь опять возникает место для подвига НАКа - мощный газоперевалочный терминал в "Южном". Реальный инфраструктурный проект стоимость $40-50 млн, что для "Нафтогаза" сущий пустяк. И здесь открывается вообще бомбо-ракетный проект - поставки сжиженного газа большими танкерами-газовозами из США! Вот это реально ответ русским! (Говорят, они до сих пор отойти не могут от новостей про поставку танкера американской нефти в Беларусь). И это уже совсем другая себестоимость! Но все упирается в терминал…

Вот это проекты, достойные национальной нефтегазовой компании, – модернизация и строительство инфраструктуры! А все эти попытки воевать с агрессором пошлинами - это стрельба по своей же экономике. Сам НАК ищет дешевый импорт природного газа, но при этом выступает против относительно дешевого импорта дизтоплива и сжиженного газа (мы при этой "дешевизне" платим премию к мировому рынку), который может поддержать хилую украинскую экономику. Даже европейские директивы допускают треть поставок из одного источника, так у нас российских газа и ДТ столько и есть. Зависимости от России при этом нет, есть все возможности оперативно заместиться из других источников. Хотите поддержать производителя и развивать альтернативные источники поставок - инвестируйте в них!

Но это очень сложно. Коломойский в "Укрнафту" и "Укртатнафту" не пускает, правительство денег не дает, все пылесосит (кроме премий топ-менеджмента). И вообще, инвестиции - это долго, хлопотно. За 5 лет не сделано ни одного достойного инфраструктурного объекта. В основном все проекты можно описать народными словами "ср@ла, мазала, лепила". И здесь опять передо мной вопрос: а зачем тогда нужен НАК?

 
 
 
 
Сергей Куюн

Источник: Facebook

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.