"Произведение политического искусства". Кабмин утвердил План действий на 2020 год, снова повышая налоги
Политика Правительства: экономика должна расти под надзором государства
Напомню, что Верховная Рада Украины дважды (4 и 18 июня) отклонила программу действий КМУ. Сегодня правительством изобретательно утвержден своеобразный аналог программы - План приоритетных действий правительства на 2020 год, хотя до конца года осталось менее четырех месяцев.
Несколько слов об указанном произведении политического искусства. Перечень ключевых реформ в фискальной сфере, акцент именно на это направление, поражает всеобщностью формулировок, отсутствием каких-либо новаций и неконкретностью.
Например, шаг 232 - законопроект о мерах налогового стимулирования с целью восстановления экономической активности (декабрь 2020) и шаг 236 - законопроект о совершенствовании корпоративного налогообложения (октябрь 2020) не имеют каких-либо объяснений, что именно они будут содержать (кого и как будут поддерживать, как именно будут реформировать налог на прибыль).
Далее Правительство анонсирует "достижения" в виде единого счета для уплаты налогов (шаг 231) и единую отчетность из единого взноса и налога на доходы физических лиц (шаг 233), хотя это прямая его обязанность в соответствии с требованиями действующих Законов 115, 119 и 559. Потом, как неудачный фокусник, КМУ достает из нафталина реформу таможенных органов (шаги 244-249), а также обеспечение условий для создания нового эффективного органа, который будет расследовать экономические преступления (шаг 229). При этом, чиновники не желают нести ответственность за подготовку соответствующего законопроекта, они готовы лишь "способствовать" созданию нового правоохранительного органа (так называемое Бюро экономической безопасности). А если такой закон не появится вообще (проект 3087-д очень некачественный) или как проект 1208-2, что год готовился бизнесом и экспертами, будет снова неожиданно отменен парламентом? Теряем еще год-полтора, а налоговая милиция и ДФС в виде "юридического зомби" продолжит существование.
Идем дальше. В условиях, когда экономические свободы и рост не являются приоритетом, украинских налогоплательщиков неизбежно ожидает эпоха высоких налогов. Раздел 6.2 под названием "Эффективная налоговая система" рассказывает, что правительство будет пытаться:
- повысить экологические налоги (шаг 230). Понятно, что производители, которые являются главными загрязнителями, просто включат рост налога в состав цены продажи своих товаров, то есть за все заплатят простые украинцы;
- провести "нулевую декларацию" доходов и состояний (шаг 227). Причем главная цель проекта не амнистия капитала и их возвращение в страну, а налаживание со стороны государства более жесткого контроля доходов и расходов граждан.
Не обошлось без казусов. Шаг 152 предусматривает в срок до октября 2020 года наработки законопроекта о внешней трудовой миграции о помощи в инвестировании заработанных за рубежом средств. Выглядит как неудачная шутка, но государство действительно готово помочь гастарбайтеру пристроить в Украине его зарубежные заработки.
А еще Правительство считает последнее повышение трудовых штрафов недостаточным (хотя они находятся в диапазоне от 5 до 500 тыс. грн) - шаг 153 планирует наработку законопроекта об усилении ответственности за нарушение законодательства о труде. Конечной целью такой политики станет: каждая проверка Гоструда или налоговой службы - это банкротство субъекта малого или среднего бизнеса.
В завершение, в понимании Правительства реформа налоговой службы завершена, каких-либо предложений в плане приоритетных действий Правительства относительно дальнейшего комплексного реформирования или снижения уровня коррупции службы отсутствуют. В то же время задача (шаг 242) по применению новых ее дискреционных полномочий налицо (см. так называемый Закон 466 О налоговом терроре).
Таким образом, нынешняя налоговая политика государства продолжит тяжело болеть. Наиболее экономически несвободное государство Европы остается перед лицом мощного кризиса с недружественной, быстро изменяющейся и во многом репрессивной налоговой системой, обслуживаемой нереформированными контролирующими органами.
Вячеслав ЧеркашинИсточник: Facebook
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.