Карасев: Рейтинг премьера – в розетке
В стране начались отключения электроэнергии из-за долгов по субсидиям
А Премьер предпринимает попытки сохранить свой рейтинг на популистских заявлениях о тарифах, в то время как подотчетный Минфин провалил монетизацию субсидий.
На днях компания GfK обнародовала результаты исследования уровня доверия к работе правительства Владимира Гройсмана, проведенного по заказу Центра анализа и социологических исследований Международного республиканского института (США). Для премьера они неутешительны: 49% вообще не одобряют работу Кабмина, еще 34% - скорее не одобряют. То есть 4 из 5 жителей страны недовольны верхушкой исполнительной власти, ответственной за экономику.
Конечно, это можно было бы объяснить «тяжелыми непопулярными реформами», которые активно внедряет правительство. Мол, люди еще не понимают, какое благо на них свалилось, эффект будет виден уже в ближайшие годы. Но вопрос в том, что результаты таких «реформ» какие-то прямо противоположные ожиданиям.
Недавно в Ривном начались отключения отдельных домов от электроэнергии, а в Славутиче из-за долгов по субсидиям полностью отключен от газоснабжения весь город и в разгар зимы люди остались без горячей воды и отопления. И эксперты энергорынка, и политологи неоднократно предупреждали – каждый, смотря на проблему со своей колокольни – что именно этим закончатся игры в прятки с субсидиями, которые правительство в целом и Минфин в частности устроили еще в средине прошлого года.
Хроническая неспособность просчитать прогнозные показатели необходимых средств в бюджете для выплаты субсидий – это уже вопрос не арифметики и не стечения обстоятельств. Это вопрос политической безответственности и профессионального несоответствия. Который, в результате, и отражается на рейтингах недоверия.
Фабула простая. Правительство не выделяет достаточно денег, чтобы покрывать текущие потребности в бюджете на субсидии, которые возникли после резкого повышения цен на газ и другие энергоносители. То есть цены в рынок подняли, а о социальной защите государства – забыли. В результате поставщики услуг – а это не только энергокомпании, но и, например, ОСББ, которые обеспечивают содержание каждого конкретного дома – остались без значительных средств. Таких значительных, что осенью серьезно стояла угроза неготовности к отопительному сезону.
Шатко-валко 2017 год закончили, в начале 2018 начали гасить долги. Но денег нет. Ведь экономика Украины – не ракета Маска. Вопросы коррупции – какой бы преувеличенной не считал эту проблему премьер – остались, суды – нереформированы, инвестиций – минимум. Налоговых поступлений не хватает. А тут еще и Гройсман начал избирательную кампанию, раздавая обещания повысить зарплаты, дотации и вообще всех облагодетельствовать за счет налогоплательщиков. Среди прочих «благ» была заявлена и монетизация субсидий.
Чтобы скрыть недостаток денег, Минфин придумал хитромудрую схему с обменом реестрами льготников между управлениями соцзащиты и поставщиками услуг, условия которой практически невозможно выполнить в сжатые сроки. Соответственно, можно как угодно долго задерживать перечисление денег на места. Особенно, когда их нет.
Результат не заставил себя долго ждать. Начались отключения домов от поставок электроэнергии, ОСББ не смогли рассчитаться с облэнерго, поскольку не получили деньги на компенсацию субсидий от правительства. Целый город Славутич остался без газа из-за долгов перед «Нафтогазом» по той же причине. Как можно говорить о доверии или симпатии к правительству, когда остаешься без света и тепла при минусовой температуре за окном?
В пятницу в ходе часа вопросов к правительству Гройсман пообещал решить проблему в сжатые сроки. Минфин даже внес для отвода глаз проект постановления, реально не меняющий положение дел. ОСББ уже заявили, что не верят этим обещаниям.
Глобально же ситуацию можно исправить только кадровыми изменениями в Минфине и других профильных министерствах, поскольку отсутствие навыков стратегического планирования и просчета элементарных последствий финансовой халатности может привести не только к падению и без того не очень высоких рейтингов премьера, но и к фатальным последствиям.
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий