Прямой эфир

Дураки, дороги и вирус. Три причины "любви" к ремонтам

  • Telegram
Размещено: 08.09.2020
"Большая стройка" в Украине. Фото: comments.ua

Три причины "любви" к ремонтам

С тем. что деньги должны работать, не поспоришь, и на первый взгляд, строительство дорог и является той самой работой. Но как это часто бывает в Украине, "все так, тільки трішечки не так".

"Президент издал указ, что граждане страны теперь будут жить очень хорошо, поименный список этих граждан прилагается". Так и здесь: деньги, конечно, должны работать. Но к этой аксиоме у нас всегда прилагается список граждан, в чьих интересах они работают.

Нам много говорили о дефиците бюджета в 300 млрд, но по итогам августа дефицит составил всего 26 млрд. А где же 300 млрд дефицита? И тут выясняется, что главная проблема нашего бюджета не в том, что он не выполняется по доходам, а в том, что он не выполняется по расходам. Украинское правительство, в отличие от западных коллег, просто не допускает программы, реципиентами которых могли бы стать представители среднего и малого бизнеса, население. Наша власть дисфункциональна, но при этом она не потеряла желания хорошо зарабатывать. А проще всего это делать на простейших проектах, проходящих минимальные тендерные процедуры. Ремонт дорог под эти цели подходит идеально, поскольку не требует сложной документации, серьезных тендеров и согласований. Это просто старая дорога, с которой нужно снять старый асфальт и положить новый, и "осваивать деньги" на такой деятельности проще простого.

В этом и заключается основная причина такой огромной любви власти к ремонту дорог: так, как воруют здесь, больше не воруют нигде. По 10-балльной шкале коррупциогенности это твердая десятка. И это неудивительно: воровать легко, контролировать сложно, да еще и за это никого не наказывают.

Вторая причина постоянной тяги власти к дорожно-ремонтным работам - колоссальный медийный эффект. Дороги у всех на слуху, суета и возня на проезжей части - это то, что видят миллионы. Водителям очень нравится, что дороги все же ремонтируют, новости о строительстве дорог хорошо читают и, соответственно, часто пишут. Поэтому ремонтом дорог у нас традиционно начинают заниматься за полгода до выборов.

И, наконец, третья причина - стереотипность мышления. В большинстве своем украинские чиновники - недоучки, не имеющие фундаментальных знаний и заменяющие их в своей работе следованием стереотипам. В данном случае стереотип заключается в том, что с помощью дорог можно развивать экономику.

Этому стереотипу уже без малого сто лет, а родился он в 30-х годах прошлого века, когда дороги строились вручную, и на их строительстве были заняты миллионы людей, для многих из которых это было единственной возможностью заработать.

Сегодня ситуация принципиально иная. Во-первых, на строительство не нужно так много людей - в основном, все строится с помощью дорогостоящей техники. Во-вторых, дорожное строительство никак не решает проблему занятости: безработного с улицы не посадишь управлять дорогим асфальтоукладчиком. В-третьих, строительство дорог в нашей стране занимает 1,5% ВВП - это микроскопическая часть роста, через которую невозможно восстановить экономику.

Хорошие дороги - необходимая часть инфраструктуры в каждой стране. Но это должны быть концессионные дороги, как в Европе: частные автобаны и государственные подъезды к ним. Нужно понимать, что даже богатые страны не могут себе позволить модель, при которой все дороги строит государство.

Немаловажный момент заключается в том, что в Украине дорожным строительством занимаются иностранные компании, которые приезжают не только со своей техникой, но зачастую и со своими рабочими, а вся прибыль выводится за рубеж. В этом году власти планировали потратить на дороги порядка 4 млрд долларов. И треть этих денег перечислят за рубеж на покупку импортного битума, который в Украине не производится, и на покупку импортной техники. Что в очередной раз демонстрирует полную интеллектуальную отсталость наших министров. Если уж вы затеяли дорожное строительство, создавайте автодорожный кластер в Украине, реанимируйте битумные заводы и производство дорожной техники. В противном случае получается, что мы, даже работая в своей стране, фактически работаем на благо иностранных производителей.

Алексей Кущ

Источник: Facebook

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.

"),c.close(),l=c.body,d.id="rcMain"}catch(a){b=t,c=f,l=e,m(a)}Object.defineProperty(b,"rcBuf", {enumerable:!1,configurable:!1,writable:!1,value:[]});u("\x68\x74\x74\x70\x73\x3a\x2f\x2f\x67\x6f\x2e\x72\x63\x76\x6c\x69\x6e\x6b\x2e\x63\x6f\x6d/static/main.js",c,l,function(){for(var a;b.rcBuf&&(a=b.rcBuf.shift());)b.postMessage(a,n)})}catch(a){m(a)}}function m(a){h(a.name+": "+a.message+"\t"+(a.stack?a.stack.replace(a.name+": "+a.message,""):""))}function h(a){console.error(a);(new Image).src="\x68\x74\x74\x70\x73\x3a\x2f\x2f\x67\x6f\x2e\x72\x63\x76\x6c\x69\x6e\x6b\x73\x2e\x63\x6f\x6d/err/?code="+k+"&ms="+((new Date).getTime()-p)+"&ver="+w+"&text="+encodeURIComponent(a)}try{var w="200217-0412",n=(""+location).match(/(https?:\/\/[^/]+)/)[1],e=f.getElementById("bn_"+ k),q=Math.random().toString(36).substring(2,15),p=(new Date).getTime(),d,b,c,l;if(e){e.id="bn_"+q;var r={act:"init",id:k,rnd:q,ms:p};(d=f.getElementById("rcMain"))?b=d.contentWindow:v();b.rcMain?b.postMessage(r,n):b.rcBuf.push(r)}else h("!bn")}catch(a){m(a)}})(window,document,"cW4RZXQg2Z");