Прямой эфир

Дорожная безопасность на бумаге: Как будут реализованы новые ПДД

Размещено: 13.11.2020
Что изменилось в новых ПДД. Фото: rybnoe.net

Отредактированные ПДД по большей части не столько расширяют обязанности участников дорожного движения, сколько их конкретизируют.

Автоюрист Богдан Глядик считает, что пешеходов и раньше закон обязывал как-то выделять себя в темное время суток, но норма о светоотражающих элементах носила рекомендательный характер. "Сейчас же появилось уточнение, что выделять себя на проездной части следует такими светоотражающими элементами, как, например, жилет, ленточка, наклейка. Но главный вопрос состоит в том, кто и как будет это контролировать. Мне неизвестны факты, чтобы пешеходов привлекали к административной ответственности за такие нарушения", - рассказывает он.

Однако полицейских такие проступки пешеходов мало интересуют: штраф составляет всего 51 гривну, что никак не окупает потраченное время на правильное оформление административного протокола.

При этом роль светоотражающих элементов не стоит недооценивать. Исследования показывают, что они увеличивают зону видимости пешехода с 25-30 метров до 130-150. Учитывая, с какой скоростью любят кататься украинские автолюбители, избежать столкновения с "безоружным" пассажиром не удастся. В то время как светоотражающий жилет в 85% позволяет сохранить жизнь.

Несмотря на очевидные для стороннего наблюдателя плюсы от его использования, остается открытым вопрос: как всех и каждого можно заставить не выходить на улицу без светоотражающих элементов?

Инфографика. Фото: 112.ua

Впрочем, как показал опыт карантинных мероприятий по ношению медицинских масок, такие фантастические замыслы могли бы воплотиться в реальность.

"Добиться такого результата с масками больше помогло запугивание людей смертью, опасной инфекцией, а не административной ответственностью. Хотя штрафам тоже надо отдать должное. Возможно, населению удастся донести важность светоотражающих элементов, если провести несколько показательных акций с массовым оформлением админпротоколов", - размышляет Глядик.

Что касается требования использовать ремень безопасности, то ранее от него освобождались инструкторы по вождению (чтобы быстро среагировать, если их ученик за рулем выполняет опасный маневр), водители и пассажиры спецтранспорта (например, пожарные машины и военная техника) и такси. Теперь эти категории граждан лишаются подобных привилегий. Данный пункт постановления Кабмина приводится в соответствие со статьей закона "О дорожной безопасности": он устанавливает обязанность пристегиваться для всех, чьи автомобили оснащены ремнем безопасности.

Во-вторых, чтобы привлекать к ответственности за нарушения ПДД, нужно позаботиться об их непосредственной фиксации. Так, патрульные должны были бы останавливаться на каждом переходе, фотографировать человека без светоотражающих элементов на одежде с разных ракурсов, привлекать к оформлению протокола свидетелей… Езду в непристегнутом виде в Европе фиксируют автоматически, при помощи установленных видеокамер. В Украине их функционал ограничен только определением скоростного режима. Чтобы "засечь" нарушителя, который не использует ремень безопасности, камеры потребовалось бы устанавливать на другой высоте (чтобы обзор был прямо направлен на лобовое стекло, а "карманы" и светозащитная пленка не мешали), а также решить некоторые технические аспекты их работы (например, ремень безопасности может сливаться с темной одеждой, и камера сочтет законопослушного водителя нарушителем).

Зафиксировать факт такого нарушения полицейские могут только визуально во время остановки авто. По данным Госстата, в 2018 году за езду в непристегнутом виде (а для мотоциклистов — без шлема безопасности) к административной ответственности привлекли более 452 тыс. украинцев.

"Некоторые их них с таким решением правоохранителей не соглашаются, въедливо копаясь в юридических формулировках. Правила дорожного движения устанавливают обязанность пользоваться ремнем безопасности во время движения. Но когда авто, например, останавливает полицейский, некоторые нарушители смело заявляют, что ремень буквально только что отстегнули. А предъявить зафиксированные доказательства того, что водитель до остановки находился непристегнутым, пока не представляется возможным", - разъясняет юридические коллизии Богдан Глядик.

В-третьих, эксперты считают, что нынешний уровень штрафов за такие нарушения никак не дисциплинирует водителей и пассажиров.

"В данном случае нарушена даже хронология процедуры. Сперва депутатам следовало бы принять поправки в Административный кодекс, определяющие размер штрафов, а потом уже на уровне постановления Кабмина корректировать правила дорожного движения. А так получается, что правила дополняются, но ни закон "О безопасности дорожного движения", ни КоАПУ никак не регламентируют процесс их применения и контроля", - заявляет автоюрист Александр Швец.

Так, езда в непристегнутом виде грозит штрафом в 51 гривну, а за отсутствие светоотражающих элементов пешеходы могут "нарваться" в лучшем случае на предупреждение. Впрочем, летом депутаты проголосовали в первом чтении за ряд законопроектов (№ 2697,  № 2694,  № 2696), которые действительно сулят некоторые перемены в жизни участников дорожного движения. Такая мера административного взыскания для пешеходов, как предупреждение, может быть исключена. Также вносится обязанность передвигаться в темное время суток со светоотражающими элементами на одежде. В случае нарушения — штраф в размере 255 грн (сейчас он составляет 51 грн). Водители, которые "рассекают" по дорогам в непристегнутом виде и также не имеют светоотражающих жилетов, должны будут заплатить государству уже не 170, а 510 грн.

Безусловно, запугивать людей высокими штрафами и ужесточением контроля не самый лучший вариант. Ведь все участники дорожного движения должны осознавать, что самые высокие показатели аварийности среди других стран Европы - не пустые слова. Никто не спешит попасть под колеса или разбить любимую машину в ДТП, однако жертвы таких инцидентов неожиданно для себя узнают, что такого можно было бы избежать.

Впрочем, руководство страны вряд ли может по щелчку пальцев поменять менталитет украинцев. Поэтому главный вопрос остается открытым: стоит ли переписывать правила, если никто не контролирует их соблюдение?

112.ua

Источник: 112.ua

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.

Загрузка...