Если транша МВФ не будет: стоит ли переживать украинцам из-за возможного кризиса?

Размещено: 01.06.2018
Если транша МВФ не будет: стоит ли переживать украинцам из-за возможного кризиса? delo.ua

Транш МВФ, на который в этом году рассчитывает Кабмин, становится все более сомнительной перспективой. Антикорруционный суд, создания которого требуют в Фонде, в парламенте все никак не родится. Но даже если нардепы и примут закон, нет никаких гарантий, что в том виде, который устраивает кредиторов. За те месяцы, пока идут прения вокруг условий получения до 1,5-1,9 млрд долл., ясно стало только одно - даже если транш будет, кредитная программа на 17,5 млрд грн в полном объеме не будет выполнена к моменту ее окончания в марте 2019 года. 

Парламент, от которого сейчас зависит согласование закона об антикоррупционном суде, начинают подталкивать к решению и правительство, и Нацбанк. Владимир Гройсман не раз сказал, что 27 млрд долл. по внешним долгам, которые в течение четырех лет должна выплатить Украина, без внешней поддержки нам не получить. На старте внесения поправок в законопроект об антикоррупционном суде он приезжал в Верховную Раду и обсуждал вопрос с главами фракций. На днях нерва добавил глава НБУ Яков Смолий. Он сказал, что новую кредитную программу в ближайшие полтора года мы не получим. Во-первых, МВФ не практикует старт программ в период выборов. Во-вторых, никаких новых условий и требований не будет - они останутся теми же: антикоррупционный суд, сбалансированный бюджет, земельная реформа, реформа госуправления. То есть все то, что Украина не выполнила.

Также Смолий пригрозил, что если транша не будет, чтобы сбить градус проблем Нацбанк "будет усиливать монетарные инструменты для сдерживания инфляции… вводить определенные ограничения для предотвращения возможного вывода капитала".  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СУДИТЕ САМИ: ТОРГИ, ШАНТАЖ И МАНИПУЛЯЦИИ ВОКРУГ АНТИКОРРУПЦИОННОГО СУДА

Что сделает НБУ?

Ужесточение монетарной политики Нацбанка мы наблюдали зимой этого года: выросла учетная ставка и нерезиденты бросились скупать ОВГЗ с возросшей доходностью. Для покупки облигаций, продавали валюту, и это стало одной из причин, почему стабилизировался курс гривны. Но основной объем выпущенных зимой облигаций имеет срок погашения полгода и летом, получив доходность в гривне, нерезиденты могут прийти на валютный рынок, подогреть спрос на доллар, а потом вывести деньги из страны. Если только их вновь не задобрить долговыми бумагами с высокой доходностью.

Но повысит ли НБУ учетную ставку? Из слов Якова Смолия следует, что это возможно, ведь это один из монетарных инструментов в борьбе с инфляцией и выводом капитала. Также, чтобы перекрыть возможный дефицит валюты, Нацбанк может отказаться от идеи валютной либерализации - этот вывод тоже следует из слов Смолия. Требование обязательной продажи 50% валютной выручки действует до середины июня. Если в феврале глава Нацбанка еще допускал отмену обязательной продажи, то из-за проблем с внешними кредитами ее, видимо, продлят.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ПРЕМИЮ ПОЛУЧАЕТ "НАФТОГАЗ": ЗА ЧТО ПОЛАГАЮТСЯ БОНУСЫ В 45,6 МЛН ДОЛЛАРОВ

Директор института трансформации общества Олег Соскин считает, что нынешняя учетная ставка в 17% и так высока, но поднять ее могут и до 18%.

"Есть очень жесткий график погашения и обслуживания долгов. На сегодняшний день Украина должна МВФ больше 12 млрд долл., а со следующего года нужно будет начинать отдавать то, что нареструктуризировала будучи министром финансов Наталья Яресько - сейчас мы гасим проценты, а в 2019 г. начнем гасить тело, - говорит эксперт. - Денег нет, ведь думали, что будем отдавать новыми кредитами. Теперь Нацбанк должен накапливать деньги, а монетарные методы значат, что он перестанет отдавать свой доход правительству - НБУ будет гасить свои обязательства, а правительству оставят их обязательства (только перед МВФ у НБУ долг - 7 млрд долл., а Минфина - почти 5 млрд долл., - ред.). Дальше НБУ нужно "утяжелить" гривну: раз гасить нужно в долларах, ему выгодно потратить на их покупку меньше гривны. Потом, поскольку денег будет не хватать, начнут делать все, чтобы ограничить население и бизнес доступ к валютным ресурсам. Будут ужесточение по продаже валютной выручки". 

 

"С моей точки зрения, Смолий напрасно создает ажиотаж. Когда глава НБУ берет на себя право заявлять, что в избирательный год якобы МВФ ничего не даст - это несостоятельно, это не его функция. МВФ обязан давать кредиты, пока не завершена программа, разве что по соглашению с Украиной, - объясняет экс-министр экономики Виктор Суслов. - Так что по март 2019 года Украина вправе рассчитывать на транш".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ТАРИФЫ, ПРОЖИТМИНИМУМ, КОММУНАЛКА И ПРОЕЗД - КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЖДУТ УКРАИНЦЕВ ЭТИМ ЛЕТОМ

Что сделает правительство?

У человека, который регулярно видит отчеты об экономическом росте, возникают закономерные вопросы: если у нас, пусть и не слишком быстро, но растет экономика, почему нам так нужно перекредитовываться, чтобы гасить долги?

Во-первых, нужно понимать, с чем мы сравниваем показатели. Цифры дают в сравнении с прошлым месяцем или с соответствующим месяцем прошлого года. Но проблемы возникли задолго до этого. В 2012-2013 гг. в украинской экономике был застой - ВВП рос медленно. После этой стагнации пришли революционные события и военные действия и в 2014-2015 гг. ВВП рухнул практически до уровня 2005 года. Сейчас экономика постепенно растет, но на самом деле она догоняет собственные показатели. Темпы роста в первом квартале 2018 г. - 3,1%. С такой скоростью до уровня 2013-2014 г. нам нужно расти еще четыре-пять лет. А тем временем прогноз роста мировой экономики на 2018 г. - около 4%. Так что Украина чем дальше, тем больше отстает от других стран.

Во-вторых, нужно учитывать за счет чего растет украинская экономика. Мы по-прежнему зависим от успеха сырьевого экспорта и его цен на внешних рынках. Пока что стоимость зерна и стали нам благоприятствовала, но подорожание энергоносителей дает повод для пессимизма. Но никто не скажет с точностью на 100%, какой будет динамика цен на сырьевых рынках до конца 2018 г., не говоря уже о четырех годах, в течение которых нам нужно заплатить 27 млрд долл.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: BRENT ПОДОРОЖАЛА: КАКИЕ РИСКИ ДЛЯ УКРАИНЫ НЕСЕТ РОСТ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ

Бесполезно надеяться и на то, что в процессе погашения долгов, пик которого придется на 2019 год, в Украине произойдет стремительный рост ВВП и переориентация экономики с сырьевой на высокотехнологичную модель с высокой добавочной стоимостью. Также нет причин рассчитывать на быструю реализацию реформ, которые нужны иностранным инвесторам - в судебной системе и в защите права собственности. А если поток иностранной валюты в краткосрочной перспективе в страну не хлынет, где же взять ее для выплат? Олег Соскин говорит, что в целях экономии правительство пустит под нож социальные статьи бюджета, а также здравоохранение, образование культуру. Не будет повышения зарплат, зато вырастут расходы на правоохранительные органы.

Виктор Суслов говорит, что урезание социалки будет, но причина тут не в МВФ. Например, то же повышение тарифов будет продолжаться потому, что в нем заинтересованы олигархи. Но, по мнению эксперта, перспективы финансовой поддержки далеко не трагичны. Это подтверждает и неуступчивость власти в выполнении своих обязательств перед МВФ: если заемщик так непоколебим в своем нежелании выполнять требования и яростно торгуется - значит он считает, что тыл прикрыт.

"Украинское руководство уверено, что Запад, который ведет войну с Россией, а Украина - просто поле этой войны, не может допустить полного банкротства и распада нашей экономики, - объясняет Виктор Суслов. - Поэтому это не украинский вопрос, а проблема Запада - они должны что-то придумать. Если МВФ не захочет терять лицо и не даст кредит, учитывая все невыполненные условия, значит США, ЕС или какие-то другие страны дадут кредиты.

Потому что если произойдет тотальный кризис, который вероятен, если Украина будет не в состоянии обслуживать свои внешние долги в этом году, это будет рассматриваться в целом как поражение Запада в войне с Россией. Это не украинский вопрос. Штаты уже находили варианты: они давали нам гарантии и позволяли размещать украинские облигации под низкие проценты. Недавно ЕС принял решение о выделении 1 млрд по программе макрофинансовой помощи. Когда есть деньги и их обязательно нужно дать - они найдут возможность. Так что хочу расстроить тех, кто ждет дефолта. Его не будет в силу политических факторов". 

 

Анна Гончаренко


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.
'; str += '
'; if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { str += '' } } str += '
' + '' + 'Результат' + '
' + '
'; $box.parent().find('.dem-loader').hide(); $box.html(str).data('vote', vote).find('#js-vote-fm' + vote.absnum).on('submit', function(event){ event.preventDefault(); var $form = $(this); var $box = $form.closest('.js-vote-box'); var option_absnum = $form.find('input[name="poll"]:checked').val() || 0; if (option_absnum > 0) { $box.parent().find('.dem-loader').show(); $form.prop('disabled', true); $.post(http_addr + lang + '/actions/vote', {vote:[{'absnum':$box.data('absnum') || 0, 'option_absnum': option_absnum}]}, function(data) { var data = typeof data == 'string' ? JSON.parse(data) : data; var done = false; if (data.vote.success) { var vote = data.vote.result; $box.data('vote', vote); set_options_done(vote.absnum, option_absnum); done = true; } else { if (data.vote.result.errno == 0) { done = true; } else { alert(data.vote.result.error); } $form.prop('disabled', false); } if (done) { var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); if ( done_votes.indexOf($box.data('vote').absnum) == -1) { done_votes.push($box.data('vote').absnum); $.cookie('done_votes', done_votes.join(','), {expires: 364, path: '/'}); } build_vote_results($box, $box.data('vote')); }else{ $box.parent().find('.dem-loader').hide(); } }); } else { alert('Выберите вариант ответа'); } }); } function set_options_done(vote, option){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); if ( typeof votes_options[vote] == 'undefined') { votes_options[vote] = option; $.cookie('votes_options', JSON.stringify(votes_options), {expires: 364, path: '/'}); } } function get_options_done(vote){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); return typeof votes_options[vote] != 'undefined' ? votes_options[vote] : 0; } function build_vote_results($box, vote) { // get date of creations tart var created = new Date(parseInt(vote.created) * 1000), created_day = created.getDate(), created_month = created.getMonth() + 1, created_year = created.getFullYear(), created_date; created_month < 10 ? '0' + created_month : created_month; created_day < 10 ? created_day = '0' + created_day : created_day; created_date = created_day + '.' + created_month + '.' + created_year; var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); var opt = get_options_done(vote.absnum); var str = '
' + vote.title + '
'; if (parseInt(vote.total_votes) == 0) { vote.total_votes = 1; } if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { var p = Math.ceil((parseInt(vote.options[i].votes)*100)/parseInt(vote.total_votes)); str += '
' + '
' + vote.options[i].title + '
' + '
' + '
' + vote.options[i].votes + ' - ' + p + '% всех голосов' + '
' + '
'; } } if ( done_votes.indexOf(vote.absnum) == -1 || vote.is_ended ) { str += ''; } str += '
'+created_date+'
'; $box.html(str); $box.parent().find('.dem-loader').hide(); // animation progressbar's $('.vote_fill').each(function () { var fillWidth = $(this).attr('data-width'); $(this).width(fillWidth); }); } if (!window.format) { window.format=function(b,a){if(!b||isNaN(+a))return a;var a=b.charAt(0)=="-"?-a:+a,j=a<0?a=-a:0,e=b.match(/[^\d\-\+#]/g),h=e&&e[e.length-1]||".",e=e&&e[1]&&e[0]||",",b=b.split(h),a=a.toFixed(b[1]&&b[1].length),a=+a+"",d=b[1]&&b[1].lastIndexOf("0"),c=a.split(".");if(!c[1]||c[1]&&c[1].length<=d)a=(+a).toFixed(d+1);d=b[0].split(e);b[0]=d.join("");var f=b[0]&&b[0].indexOf("0");if(f>-1)for(;c[0].length