До конца июля под куполом на Грушевского нардепы соберутся 48 раз. Из этих пленарных дней половина будет полными, а еще 24 будут совмещать либо с часом вопросов правительству, либо с работой в комитетах. Закроют сессию 13 июля. Традиционно планы на сессию у парламента масштабные: часть законопроектов нужно принять во втором чтении, некоторые только анонсированы, кроме того, в зале должны рассмотреть кадровые вопросы, а их накопилось немало.
Антикоррупционный суд
Президент зарегистрировал в ВР законопроект №7440 об антикоррупционном суде 22 декабря 2017 года. После создания и запуска Национального антикоррупционного бюро Украины и Специализированной антикоррупционной прокуратуры, новая инстанция должна стать последней точкой в формировании антикоррупционной системы.
Создание суда - необходимое условие для сотрудничества с Международным валютным фондом, без принятия законопроекта Украина едва ли получит следующий транш в размере 1,9 млрд долл. А без возобновления этой кредитной программы страна не сможет получить и средства других доноров - Всемирного банка, Евросоюза.
Но прежде чем нардепы возьмутся за законопроект, в него необходимо внести поправки, на которых настаивают западные партнеры. Корректировки согласованы с Венецианской комиссией, и Петр Порошенко заявил о готовности их учесть. В частности, в законопроекте нужно зафиксировать исключительную роль общественного совета международных экспертов в процессе отбора судей, предусмотреть быстрые сроки создания суда, а не год, как это предлагают делать сейчас.
Также Запад увидел проблему в подсудности высшего антикоррупционного суда. Венецианская комиссия в своем выводе признала, что антикоррупционный суд должен рассматривать только определенное количество дел, не выходя за границы функционала НАБУ. Но в пояснительной записке к президентскому закону высказывают опасение, что это приведет к созданию карманного суда НАБУ, поэтому подсудность захотели расширить. Но требование Венецианской комиссии все же придется удовлетворить.
Пока что документ в новой редакции на сайте ВР не появился. Президент пообещал учесть все замечания, а вот согласятся ли на них депутаты - это открытый вопрос. Ведь в конце седьмой сессии парламенту не хватило голосов даже для того, чтобы включить законопроект в повестку дня.
Избирательное законодательство
В ноябре 2017 года ВР приняла в первом чтении новый Избирательный кодекс. Возможно, второе пройдет уже на этой сессии, если только вопрос не отложат в долгий ящик.
Кодекс отменяет мажоритарку. То есть вместо смешанной системы выборов должна остаться только пропорциональная с открытыми партийными списками. Страну должны разделить на 27 избирательных регионов. Политические партии должны сформировать два списка: общенациональный и региональный, а избиратель должен будет выбрать и партию, которую он поддерживает, и конкретного кандидата в своем регионе. Проходной барьер предлагают снизить с 5% до 4%. Также в списках должна быть соблюдена гендерная квота - минимум две женщины на каждую пятерку.
Но в проекте кодекса очень сложная система распределения мандатов - ее нужно детально описать избирателям. Кроме того, устранение мажоритарки - угроза для нынешних депутатов, которые попали в ВР по этой избирательной системе, и они могут оказать серьезное сопротивление при голосовании во втором чтении. Ноябрьское голосование и так прошло на грани: поддержали кодекс только 226 нардепов - минимальное количество для принятия решения.
Депутатская неприкосновенность
В октябре 2017 года Верховная Рада включила в повестку дня и направила в Конституционный суд два законопроекта о снятии депутатской неприкосновенности: президентский №7203 и депутатский №6773. В законопроектах речь идет об изменении ст. 80 Конституции Украины. Из нее предлагают изъять первую и третью части, где, собственно, идет речь о неприкосновенности, и оставить ее в такой редакции:
"Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету".
Разница между законопроектами - в сроках. Президентский предлагает ввести изменения в силу с 1 января 2020 года, а депутатский - на следующий день после принятия закона.
Но на этой сессии ВР сможет принять законопроект разве что в первом чтении. Для начала нужны выводы КСУ, а он в сроках не ограничен. Но даже если выводы поступят до июля, и 226 нардепов, то есть арифметическое большинство, проголосуют "за", по регламенту законопроект, который вносит изменения в Конституцию, во втором чтении могут голосовать только на следующей сессии. То есть об окончательном решении раньше осени говорить не приходится. Да и то только в том случае, если в ВР найдется уже конституционное большинство – минимум 300 голосов.
Кадровые вопросы
Национальный банк. С мая 2017 года главным банком страны в статусе "исполняющий обязанности" руководит Яков Смолий, а Валерия Гонтарева находится в длительном отпуске. За увольнение Гонтаревой должна проголосовать ВР. Она же должна назначить нового главу по представлению президента. Петр Порошенко долго раздумывал и только в январе дозрел назвать Якова Смолия кандидатом на пост главы Нацбанка.
Валерия Гонтарева говорила, что все эти месяцы формировалось большинство в поддержку Симолия. По неподтвержденным данным, голосование по увольнению и назначению пройдет в конце февраля, после того как сформируется весь кадровый пакет для голосований. А в этом направление дел у Верховной Рады и правда немало.
Центральная избирательная комиссия. У 12 из 15 членов ЦИК срок полномочий истек еще в 2014 году. Срок полномочий еще одного истек в 2017 году. Назначать представителей ЦИК должен парламент по представлению президента. Но список из 14 фамилий появился только в конце января 2018 года. Пятеро кандидатов там - квота Блока Петра Порошенко, четверо - Народного фронта, и по одному - от других парламентских фракций и депутатских групп. Срок полномочий ЦИК - семь лет. Таким образом, назначенные в 2018 году члены Комиссии смогут "вести" парламентские и президентские выборы не только 2019, но и 2024 года.
Омбудсмен. Пятилетняя каденция уполномоченного по правам человека Валерии Лутковской завершилась в апреле 2017 года. Не менее четверти нардепов, то есть минимум 113, должны предложить кандидатуру нового уполномоченного, а для назначения на должность нужны минимум 226 голосов. Летом 2017 года парламентарии предложили три кандидатуры: Людмилу Денисову (экс-министр соцполитики), Сергея Алексеева и Андрея Мамалыгу (оба - адвокаты). Но на седьмой сессии до назначения нового омбудсмена руки не дошли, хотя по срокам голосование должно было пройти 6 июня. Дело в том, что в законодательстве есть противоречие: по закону об уполномоченном его должны выбирать тайным голосованием, а по новому законодательству о судебной системе - открытым голосованием. Прежде чем выбрать нового омбудсмена, это противоречие нужно устранить.
Аудитор НАБУ, судьи Конституционного суда и Счетная палата. В комиссию по внешнему контролю НАБУ должны войти три человека по квотам Кабмина, президента и парламента. Правительство назначило своим аудитором Михаила Буроменского еще прошлой весной, а вот президент и парламент своих представителей еще не назначили.
Президент и парламент также должны определиться с четырьмя судьями КСУ, по два от каждой ветви власти. В случае с ВР процедура непростая - право предложить кандидата на каждую вакансию есть у всех депутатских фракций и групп, конкурс на замещение вакансии должен проходит при наличии не менее чем трех кандидатов. Однако в парламенте есть три кандидата только на замещение одной вакансии, а для конкурса на вторую вакансию претендентов не хватает.
Состав Счетной палаты должны были утвердить еще весной прошлого года. В орган финансово-бюджетного контроля должны входить девять человек. Срок их полномочий составляет шесть лет. Но назначить девятерых служащих ВР пока что не смогла: в апреле 2017 года для подведения итогов конкурса не хватило голосов. Повторный конкурс ВР объявила, возможно на этой сессии дождемся его завершения.
35 реформ
Премьер-министр Владимир Гройсман анонсировал подачу 35 законопроектов, которые должны подстегнуть рост экономики до 5-7%, вместо предусмотренных бюджетом 3%. Также документы должны способствовать улучшению позиций Украины в рейтинге Doing Business, а это привлечет инвесторов. Премьер подхватил тезис президента об "осени реформ", который прозвучал во время Всемирного экономического форума в Давосе, и настраивает парламент на "весну и лето реформ". В Кабмине отметили такие предложения от парламентских фракций и групп, правительства, президента и бизнеса, в поддержку которых ждут голосов нардепов:
- создание службы финансовых расследований и усиление роли бизнес-омбудсмена;
- увеличение штрафов для должностных лиц в случае злоупотреблений во время проверок и разрешений для бизнеса;
- развитие "единого окна" на таможне;
- либерализация валютного контроля и частичная отмена лицензий для украинских инвестиций за границу;
- частичная компенсация кредитов для малых предпринимателей и фермеров;
- урегулирование процедуры банкротства;
- внедрение международных стандартов корпоративного управления в госбанках, а это уже больше 50% всей банковской системы Украины;
- защита авторских имущественных прав, развитие венчурного инвестирования, стартап-визы для привлечения нерезидентов и т.д.
Военные пенсии
До ноября 2017 года Минсоцполитики должно было разработать законопроект о повышении пенсий военнослужащим. Ведь если гражданским пенсионерам, пусть и далеко не всем, но в октябре прошлого года пересчитали пенсии, то армейцам выплаты не пересматривали с 2012 года.
Но Минсоцполитики в Раду законопроект не подало. Его дописали в январе, но для начала, в виду особой стратегической важности, отправили в Совет нацбезопасности и обороны и ждут решения оттуда. Но уж потом гарантируют, что не мешкая подадут документ в ВР и все пенсии пересчитают с 1 января 2018 года.
По словам министра социальной политики Андрея Ревы, в этом году пенсии пересчитают на общую сумму в 10 млрд грн, а в 2019 году на пересчет потратят уже 17 млрд грн. Он говорит, что процесс будет следующим:
- пенсии пересчитают по тому же принципу, что и гражданским. То есть по единой формуле, с учетом средней зарплаты на уровне 3 764 грн и исходя из данных о службе, которые есть в Пенсионном фонде;
- пенсионер возьмет справку об обеспечении и передаст в ПФУ, а там выберут два года с самым высоким коэффициентом выплат и пенсию пересчитают с 1 января 2018 года;
- с 1 декабря 2018 года военным пенсионерам пересчитают пенсии исходя из средней зарплаты по Украине на уровне 5 266.
Этот вариант - далеко не лучший из возможных. Дело в том, что Кабмин в 2017 году принял постановление №704, которым с января 2018 года привязал оклады военнослужащих к прожиточному минимуму. После повышения этого показателя, должны были автоматически пересчитывать оклады, а вслед за окладами и пенсии. Но потом в правительстве перенесли новый порядок расчета окладов на 2019 год. Это значит, что обошли и военных пенсионеров. Теперь вместо привязки к прожитминимуму, которые повышается в течение года несколько раз, их выплаты хотят привязать к средней зарплате, чтобы пересчитывать их максимум раз в год.
Но чтобы утверждать это наверняка, нужно увидеть законопроект. Но можно быть почти уверенными, что за любое повышение, пусть даже и с такими подводными камнями, нардепы охотно проголосуют. Ведь вместе с очередной сессией, парламент начинает и период активной подготовки к выборам 2019 года. Шанс повысить хоть какую-то выплату - это дополнительные симпатии избирателей, а в суть можно и не вникать.
Анна Гончаренко