Мы привыкли к тому, что американская политика в области Украины ассоциируется с именем и действиями спецпредставителя США, принимающего основные тактические решения по ситуации в АТО. Но в ближайшее время Дональду Трампу предстоит принять еще одно кадровое решение, которое напрямую коснется нас всех. Точнее - повлияет на стратегию курса доллара. Пока гривна растет по отношению к американской валюте, но это явление может быть временным.
Срок пребывания на посту нынешнего главы Федерального резерва США, Джанет Йеллен, истекает в начале следующего года. В ближайшее время Трамп должен решить, оставаться ли ей на посту, и есть ли будущее у жесткой монетарной политики Соединенных Штатов, за которую выступает Йеллен.
Высокие процентные ставки (позиция Йеллен) говорят об усилении доллара, но одновременно препятствуют созданию новых рабочих мест и росту заработной платы. И наоборот, низкие процентные ставки (за которые выступает Трамп) приводят к обратному эффекту. С момента кризиса 2008 года ФРС активно вливал деньги в экономику с целью ее "перезапуска". В рамках программы количественного смягчения (Quantity Easing) Федрезерв выпустил на мировой рынок примерно 3,5 триллиона долларов, где их обилие, а значит и легкость получения, поддержало рынки.
Если нынешней главе ФРС, а значит, и проводимой ею политике, удастся удержаться на плаву без дополнительных условий, это будет означать повышение процентных ставок, а значит, и рост курса USD по отношению к основным валютам. Что соответственно отразится на гривне - она начнет снижаться по отношению к доллару, вне зависимости от состояния украинской экономики.
Позиция Дональда Трампа практически противоположна. Он выступает за продолжение денежного стимулирования экономики и политику "слабого доллара" с целью поддержки экспорта, развития американского производства и создания новых рабочих мест.
Логика здесь проста. Чем дороже стоит доллар, тем выше стоимость товаров в этой денежной единице для иностранных покупателей, и спрос на товар падает, а с ним и экспорт.
С другой стороны, низкий доллар означает снижение стоимости кредитов, а значит, развития производства внутри страны, что выгодно бизнесу. В перспективе разогревает экономику и повышает спрос на услуги местных рабочих, которые создают товары. Конкуренция и ценность работников возрастает. Это приводит к тому, что простые американцы, основной электорат Трампа, получают возможность выбора и могут требовать от работодателей более высоких зарплат и улучшения условий труда.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вопреки всему: как экономика Украины вырастет во второй половине 2017
Финансовый сектор и банки предпочитают повышение учетных ставок, что дает им более высокую прибыль от предоставленных кредитов, а также повышает надежность стоимости.
Во время предвыборной кампании Трамп заявлял, что другие страны, и в первую очередь Китай, грабят США, занижая курс своей валюты и развивая свое производство за счет Америки.
"Другие страны живут девальвацией, - заявил Трамп в начале своего президентства. Посмотрите, что делает Китай, что много лет делала Япония. Они играют с валютным рынком, они играют с девальвацией рынка, а мы сидим как кучка дураков".
Тогда же главный советник президента США по торговле Питер Наварро обрушился с критикой на Германию, Японию и Китай, заявив, что девальвация валют этих стран дает им преимущество перед их торговыми партнерами.
Но действовать таким способом до бесконечности опасно - именно избыток денег надувает финансовые пузыри, которые приводят к новому кризису.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Обменные пункты выходят из тени: как это скажется на курсе валют?
Избегая перегрева экономики Йеллен, до недавнего времени поддерживающая "легкие деньги", сменила политику и весь последний год повышала процентную ставку. В июле в ФРС в очередной раз объявили о повышении ставки на 0,25%, доведя целевой показатель до 1,25%. Мотивация такого решения проста: экономика медленно, но восстанавливается, ВВП растет, безработица снижается. ФРС положительно оценивает эти тенденции и выступает за money burning - уничтожение лишних денег, планируя выводить их из обращения, планомерно изымая и уничтожая избыточные доллары. Так, в соответствии с объявленными в июне планами, изыматься будут 10 млрд ежемесячно, постепенно увеличивая сумму, пока через год она не достигнет 50 млрд в месяц. Дата начала сокращения баланса ФРС еще не определена, но, по словам Джанет Йеллен, это может начаться "относительно скоро".
Если все будет двигаться "путем Йеллен", то с момента начала процесса доллар замедлит свое падение, а после перейдет в рост. Украинцы увидят это как падение гривны по отношению к американской валюте.
Но позиция Белого дома вносит свои коррективы в этот процесс. Согласно закону, глава ФРС не подчиняется президенту и не может быть снят с должности его решением. Но вот внесение кандидатуры на должность руководителя самой мощной мировой финансовой структуры, когда подходит его срок, напрямую зависит от решения президента.
Трамп пока не определился с решением, будет ли он повторно назначить Йеллен. Он заявил, что ценит ее осторожный подход, но задекларированное ею сопротивление и приверженность ужесточению банковских правил могут стать "широкой пропастью" между ней и Белым домом.
Альтернативной до последнего времени считался Гэри Д. Кон, главный экономический советник Трампа. Но его критика действий президента после событий в Шарлоттсвиле, похоже, создала еще большую "пропасть" между ними.
Ситуация усугубляется тем, что скамейка запасных не так уж велика - Трамп не может назначить кандидатуру единолично, ведь она должна еще пройти утверждение в Конгрессе, что президенту приходится учитывать.
Это повышает шансы Йеллен, если, конечно, она сможет договориться с Белым домом. В этом случае ей предстоит столкнуться с непростой дилеммой - отказаться от жесткой позиции или от должности.
Как отмечают многие аналитики, президент требует по отношению к себе непоколебимой лояльности (как это было в ситуации с бывшим директором ФБР Джимом Коми), и он никогда не забывает сказанное.
Исходя из этого Йеллен, похоже, готова пойти на смягчение позиции. На минувшем мировом саммите банкиров в Вайоминге в конце августа она в своем выступлении ушла от конкретики. Не было заявлений об ужесточении финансовой политики и ни слова не было сказано о повышении кредитных ставок или планируемом ужесточении правил. "Некоторые из вас летали 10, 15 часов, чтобы добраться сюда, и вы сидели здесь, и вы ничего не слышали о денежно-кредитной политике", - пошутил в этой связи в интервью Нью-Йорк Таймс Джейсон Фурман, экс-глава Совета экономических советников при президенте Бараке Обаме.
Еще недавно экономисты ведущих банков ожидали, что ФРС объявит о готовности к реализации плана по сокращению активов в сентябре и начнет приводить его в действие в октябре, а в декабре еще раз повысит базовую ставку. Однако пока этого не случилось и доллар вновь подешевел.
Это значит, что Трамп имеет шансы продавить свою политику, и доллар продолжит свое снижение, а гривна свой рост. Положительный момент, с учетом того, что Украина для обслуживания и погашения государственного долга должна выплатить 12,8 миллиарда долларов до 2019 года, и любое его снижение пусть ненамного, но ослабит давление.
Снижение доллара может сыграть свою позитивную роль и потому, что обычно оно влечет за собой рост цен на сырьевой экспорт, в том числе продукции металлургов и АПК - основных статей экспорта.
Политика Трампа в этом вопросе может сыграть на руку Украине. Вопрос только в том, не приведет ли она в обозримом будущем к кризису доллара, в надежности которого начинают сомневаться все больше инвесторов.