Слушать
Слушать

Ющенко: Юлия Владимировна - это великий манипулятор

24.08.2017

Бывший президент Украины Виктор Андреевич Ющенко в эксклюзивном интервью телеканалу NewsOne в рамках спецпроекта "Гаранты Независимости", в котором экс-президенты вспоминают историю страны, рассказал о своем конфликте с Юлией Тимошенко, политических силах, которые стояли вместе с ним на Майдане, формировании Кабинета министров Украины, роли Петра Порошенко, популизме среди украинских политиков, а также о том, жалеет ли он, что когда-то решил назначить Юлию Тимошенко премьер-министром Украины.

- Говорят, что вечером после вашей инаугурации, вы отправили Петра Порошенко писать список Кабинета министров. На следующий день к вам приехала Юлия Владимировна и вы вместе проехали к Софийском собору, там вас встречал Петр Порошенко и проходил молебен. После этого вы полетели в Москву на встречу с Путиным и буквально через десять минут, во время полета с борта самолета вышло три указа: премьер-министром стала Юлия Тимошенко, главой Администрации президента Зинченко и секретарем СНБО Порошенко, к слову, он об этом узнал, когда ехал в машине и слушал радио Эра FM. Очень интересно узнать, как вообще президенты делают кадровые назначения. Как они определяют, что правильно?

Нужно иметь ввиду, что на Майдане за мной стояло 27 партий и общественных движений. Тогда нам была важна победа новой украинской политики. Если мы посмотрим на тот политический ряд, который стоял у меня за спиной, то понятно, что это люди, которые никогда не жили в одном политическом организме. Это были разные люди, и мы это понимаем. И поэтому одной из первых хлопот лидеров этого движения стал вопрос как склеить эту сложную для политической консолидации мегасилу. Я выходил из того, что те политические силы, которые были лидерами могли взять на себя инициативу по формированию правительства и соответственных провластных институций. Поэтому Петру Порошенко я дал белый А4 и сказал: "Петр, было бы очень хорошо, если бы ты предложил состав украинского правительства. 19 министров, плюс на правах министерства еще несколько организаций, которые работают при правительстве. И маленькая поправка: не забудь о Тимошенко". Понимая их сложные отношения, и это была моя первая проблема, как эти отношения демонтировать и дать им гармоничность. А Тимошенко через несколько часов я дал аналогичную задачу с предложением: "Юля, представим, что я даю тебе рабочее задание сформировать украинское правительство и до завтра такое предложение было положено мне на стол". Тогда еще правительство в парламент подавал президент. Я бы сказал, что это были последние дни и месяцы, когда по Конституции правительство формировал президент и подавал на утверждение в парламент, где получал акцепт большинства. Кстати, Тимошенко я сделал приписку: "Юля, не забудь место для Петра Алексеевича". Потому что мне важно, чтобы стороны нашли гармонизацию и выбрали национальное дело, как задачу номер один, а не отношения между собой, как задачу номер один. Я понимал, что не хочу обострения Майдана, а социология тогда была такая: за премьер-министра Тимошенко - 39%, за премьер-министра Порошенко -17%.

- Вы считаете ошибкой назначение Юлии Тимошенко премьер-министром Украины?

Нет. Другого варианта быть не могло. Публика, общество не приняло бы. Если бы вы сделали другой поступок — это, во-первых, было бы некорректно и нечестно по отношению к тому демократическому движению конца 2004 года. Я не выходил на сцену пока возле меня не стояла Тимошенко. Она могла опаздывать на 40 минут, а я ждал только с целью сказать, что на самом деле нас много, что мы на самом деле вместе. Я никогда не разрешал себе сепаратно проводить какой-то митинг и этим хотел показать, что 27 партий и организаций, которые стояли за мной — это команда. Возможно еще в теории украинской политической демократии, но это команда, которая потом эту историю напишет.

- Но потом ваш конфликт с Тимошенко был личной вещью или это просто разное мировоззрение?

Нет, это не личное. Мне всегда в политических отношениях было неудобно подавлять политично женину-политика. Я до сегодня стремлюсь к тактичным отношениям. Женщина-политик — фигура, которую не надо унижать, быть брутальным в оценках и так далее. Природа этих отношений…Безусловно это не личные отношения. Политик Тимошенко, политик Юлия Владимировна - это великий манипулятор, который оседлал святую для десятков миллионов украинцев национальную идею, которой она не служит, но лучшим образом ее эксплуатирует. Это большое искусство. И когда она говорит "люди мои", "милые мои" или еще что-то половина Галичины млеет. Это такой инструментарий, который для политиков-популистов бесценен. Я с уважением эти слова говорю. Я знаю, что это большая украинская проблема, которая будет нас сопровождать не год, не два и не пять, но это тот формат, который, возможно, нужно использовать, чтобы другие, кто видят эти манипуляции, кто видит этот безмерный популизм, а популизм - это всегда политическое вранье.

Напомним, что в первой части интервью Виктор Ющенко рассказал о разговоре с Людмилой Янукович.

Loading...