ЭКСКЛЮЗИВ NEWSONE. Президент федерации гребли встал на сторону спортсменок
NewsOne разбирался в громком скандале с представительницами Украины в соревнованиях по гребле на Олимпиаде Рио.
На Олимпиаде в Рио-де-Жанейро украинская четверка в гребле на байдарках в составе Анастасии Тодоровой, Инны Грищун, Светланы Ахадовой и Марии Повх заняла 4-е место. "Завоевали "деревянные" медали", - шутят сами девушки. Причем, для бронзы не хватило самой малости – 0,3 секунды! Но после интервью, которое трое спортсменок дали в Рио журналисту Александру Глывинскому, стало не до смеха.
Версия спортсменок: нас шантажировали
Ахадова, Грищун и Тодорова (на фото: слева - направо) заявили, что министерство спорта и главный тренер сборной Украины по гребле Алексей Мотов навязали им в команду четвертую спортсменку, Марию Повх, исключив из состава Марию Кичасову, которая ранее входила в этот экипаж. Не согласного с этим тренера четверки Алексея Семыкина отстранили от работы со спортсменками, а сама Мария Повх так и не стала полноценным членом экипажа и даже… тренировалась отдельно от других. Обвинения получились достаточно громкими:
"Жданов нам сказал: "Или вы соглашаетесь с тем составом четверки, который мы вам предлагаете, или на Олимпиаду не едете". Нас шантажировали, говорили: подпишите контракт, по которому на три года не имеете права никуда переходить в другую страну. А, если не подпишем, то у нас – допинг".
Видео скандального интервью (автор - Александр Глывинский):
Версия министерства: есть спортивный принцип и правила
Министр молодежи и спорта Игорь Жданов все обвинения в свой адрес отметает:
"Есть спортивный принцип, который заключается в том, что на Олимпиаду едет лучший. При Министерстве молодежи и спорта есть экспертный совет, который утвердил правила и критерии отбора на Олимпиаду. Затем эти правила утвердил национальный олимпийский комитет во главе с Бубкой и министр Жданов. И их, эти правила, никому нельзя нарушать. А лицензию в гребле на байдарках-четверках выиграла четверка, которая и поехала на Олимпиаду, в том числе Мария Повх", - сказал Жданов.
Резче высказался бывший толкатель ядра, а ныне глава департамента Олимпийских видов спорта Министерства спорта Украины Роман Вирастюк:
"Ситуация несправедливости и личных симпатий и антипатий тренера Семыкина привела к нервному напряжению в команде и срыва подготовительного процесса. Это прямым образом отразилось на функциональной и психологической готовности девушек к стартам в Рио.
Еще один момент. Экспертным советом, специально собранным для рассмотрения этого вопроса, как последнее компромиссное решение - было предложено девушкам самим решить свою судьбу, кто будет представлять сборную в экипаже.
Для этого они должны были сесть в байдарки одиночки и в очной честной спортивной борьбе доказать, кто из них имеет право в экипаже на Олимпиаде в Рио.
Подопечные Семыкина, точно зная, что они проигрывают сильной спортсменке Марии Повх [на фото - прим.] - наотрез отказались от этого варианта вместе со своим тренером.
После этого отказа, экспертным советом было принято решение - за грубое нарушение системы отбора в комплектации женского экипажа четверки, и за откровенный саботаж подготовки сборной Украины к Олимпиаде - отстранить Семыкина от дальнейшей подготовки экипажа", - приводит слова Романа Вирастюка xsport.uа со ссылкой на Фейсбук-страницу Романа Вирастюка .
На данный момент этой публикации на странице Романа Вирастюка нет, но есть видео выступления Вирастюка в студии xsport.ua:
Версия советника министра: экипаж хотели продать в Азербайджан или Молдову
Еще больше огня добавил, опубликовав сообщение на своей странице в Фейсбуке, советник министра Жданова Павел Булгак. В нем он обвинил отстраненного тренера спортсменок в том, что он готовил своих подопечных к смене Украины на другую страну.
"По скандальным заявлениям байдарочниц и их тренера Семыкина. По наличествующей информации, которую имеем из разных источников, там велась планомерная работа по подготовке продажи экипажа в Азербайджан, или Молдову, конечно, вместе с тренером. Кто же откажется от готового экипажа, способного потенциально приносить медали?
Именно поэтому, печальноизвестный тренер стремился любым способом (даже из-за грубого и доказано официально нарушения системы отбора) засветить на играх в Рио исключительно свой экипаж, без очень сильной спортсменки Марии Повх. Говорят, хотел набить цену побольше", – написал Булгак на своей странице в Фейсбук.
Версия федерации гребли: конфликта могло не быть, если бы не главный тренер
«Зрада»? Не совсем. Есть, например, мнение третьей стороны. Президент профильной федерации каноэ Украины Сергей Чернышов и сам чиновник, но и к команде все же ближе. Именно к нему за комментарием обратился NewsOne.
- Сергей Александрович, что скажете по поводу нашумевших слов девочек? Что соответствует действительности, а что нет? Что вообще произошло?
- То, что они рассказали – правильно. Конечно, мог бы добавить свое мнение и тренер Алексей Семыкин, высказать свои соображения… И надо было дать возможность ему доработать, хотя [в министерстве - прим.] ссылаются на то, что были прописаны четкие условия отбора на Олимпиаду. Но система не была до конца совершенной. Там были моменты, которые можно было обговорить. И самое главное: тренер, который подготовил байдарку-двойку, должен был готовить и байдарку-четверку. А таким тренером был как раз Алексей Иванович Семыкин. К сожалению, его не послушали. И мы, как Федерация, поддерживали его кандидатуру, чтобы он и дальше готовил эту лодку [четверку - прим.]. Потому, что видели перспективу лодки, в которой загребной была Кичасова. Она мощнее, на старте быстрее разгонялась. Чего нам и не хватило на Олимпиаде на стартовом отрезке, когда мы отпустили далеко вперед три лодки, а догнать не удалось.
Можно по–разному трактовать случившееся, но важно то, что не хватило десятых секунды для завоевания медалей. Очень жаль.
- А вы уже знакомы с заявлением Павла Булгака?
- Да, читал.
- Что скажете?
- Скажу, что странным было решение Марии Повх не готовиться в этой четверке еще с осени. И она первая пошла на конфликт с девочками. Ох, не хотелось бы раздувать это сильно… Это - женский коллектив, понимаете? Но, в принципе, она [Мария Повх - прим.] была первым инициатором этого разрыва. А потом почему-то человек начинает защищать ее…
- Я правильно вас понимаю, что у вас, федерации каноэ, назревает или уже даже назрел конфликт с министерством спорта?
- Думаю, что министерство пошло на поводу у главного тренера [Алексея Мотова - прим.]. Он Семыкину постоянно какие-то препоны чинил. Раз Семыкин работал с этой командой - значит надо было больше ему доверять. Надо было тесно сотрудничать с ним, быть на сборах с девочками. И участвовать в тренировочном процессе. Это его обязанность, в первую очередь, как главного тренера. А не перекладывать теперь ответственность на министерство, которое, в соответствии с уже прописанными правилами отбора, действовало. Возможно, они и были правы в своем решении (ведь, действительно, правила отбора прописаны), но, к сожалению, повели их не в ту сторону. В первую очередь, это вина главного тренера. Можно было этот конфликт и не создавать.
- А слухи об Азербайджане, Молдове – что это?
- Можно говорить все, что угодно! Чем больше таких слов, тем больше они хотят уехать. Я сразу говорил о том, что, мол, вы сами порождаете желание спортсмена куда-то уехать. Когда такое отношение, то не хочется оставаться, к сожалению! Если создать нормальные условия, то никто никуда не уедет. Зачем преждевременно говорить, что они куда-то уедут, что кто-то их тянет? Это - слова! Они ничем не подтверждены. Кто-то куда-то поехал? Где-то просматривался? Все это – пустые разговоры. Девочки хотели участвовать в Олимпиаде и бороться за медали. Они это и показали своим результатом. Жаль, чуть не повезло.
Напомним, ранее NewsOne рассказывал о том, почему на самом деле Олимпийский чемпион рио-2016 в гребле Юрий Чебан вынужден завершить карьеру.
Руслан Меженский