Автомобили из Европы – не бывает дешево, законно и хорошо одновременно
Дешевые автомобили, "как в Европе" - это мечта, которая в Украине все никак не станет реальностью. На пути к мечте - блокирование трасс, езда на "польских" номерах и прочие разности.
Начну с такси. За последние пару-тройку месяцев при вызове такси в Киеве стали намного чаще приезжать ухоженные, хотя и очень не новые машинки с еврономерами. Водители обычно вежливы. Машины - чистые. Сдача - есть. Это не Львов и не Ужгород. Это Киев - около 600 км до ближайшей еврограницы. То есть "на пересечку" раз в сколько-то там дней, чтобы законно оставаться на временном ввозе - не наездишься.
Есть оценки, что по Украине катается чуть ли не миллион авто на еврономерах. Другие оценки - менее экстремальные, что-то около 350 тыс. легковых машин ввезено как "временные". Время от времени поднимается волна во властных кабинетах - и оттуда идут окрики "сейчас всех переловим, машины поставим на штрафплощадки, водителей - оштрафуем".
Навстречу идут угрозы "зажечь шины" и тому подобное. Время от времени вокруг Рады кружат колонны машин с "польскими-литовскими" номерами - чтобы продемонстрировать свою готовность отстоять право кататься на дешевых подержанных импортных авто.
Особо отмечу, что схема с временным ввозом без уплаты таможенных платежей стала особенно популярна после 2014 года. Почему - понятно. Во-первых, и это главное: резко упала гривна, что сделало новые авто малодоступными подавляющему большинству украинцев. Во-вторых, государство не особо сопротивлялось такой практике - уж слишком виновными (не без оснований) считали себя правоохранители сразу после Майдана.
Ввозить подержанные авто официально народ не хотел - и понятно, почему. Уровень акцизного сбора на бывшие в употреблении авто был таков, что при официальной таможенной очистке они по цене вполне конкурировали если не с совсем новыми, то со значительно более молодыми б/у машинами, состарившимися в Украине.
К лету 2016 года нарисовался компромисс. Был принят закон, согласно которому относительно дешево можно было растаможить подержанные авто - но далеко не любые и по принципу "больше одной в руки за год не давать". И все было бы прекрасно для жаждущих недорогих авто - если бы закон приняли на 3-4 года раньше. А вот после трехкратной девальвации у большинства покупателей бюджет на покупку авто сжался настолько, что их не интересовали относительно свежие машины по цене 8-12 тыс. долларов. Им хотелось "двенадцатилетнего "мерса" из Германии за пятерочку" - как венец мечтаний уже после растаможки.
Смотрим в таблицу. И что видим?
Попробуем подсчитать, во что обойдется новый, немного подержанный и солидно подержанный автомобиль с бензиновым двигателем объемом 1,6 л, ввезенный из Европы.
Новое авто | 5 лет | 10 лет | |
Льготная ставка* | Льготная ставка* | Полная ставка | |
Цена на выезде из ЕС, EURO | 15000 | 9000 | 5000 |
Ввозная таможенная пошлина, EURO | 1 500,00 | 900 | 500 |
Акцизный сбор, EURO | 427,20 | 427,20 | 3 905,60 |
НДС, EURO | 3 385,44 | 2 065,44 | 1 881,12 |
Всего таможенных платежей, EURO | 5 312,64 | 3 392,64 | 6 286,72 |
Итоговая цена растаможенного авто(окр.) EURO | 20 312 | 12 392 | 11 286 |
* Согласно закону о "льготном акцизе".
Получается, что покупка 5-6-летнего и 10-летнего авто обходится примерно в одни и те же деньги. Разница на 10% в конечной стоимости при двукратной разнице в возрасте - это ни о чем, конечно.
Вот отсюда буйства "евроводителей" вокруг Рады, акции неповиновения и заклинания Стамбульской конвенцией - некоторые ее нормы создают определенные юридические бреши, куда пытаются проскочить "евроводители". Их организация по части лоббирования нужных им законов поражает своей бестолковостью: совсем свежий пример - блокирование въездов в Киев 24 января, то есть во время парламентских каникул, когда депутата в Киеве с огнем не сыскать.
История с проталкиванием закона "о льготном акцизе" - из той же серии бестолковых решений, только пар и выпустили. Разве было непонятно, что его появление не приведет к возникновению возможности за 4-6 тысяч евро стать владельцем более или менее приличной европейской подержанной машины? Да там для стареньких машин сама сумма акциза с навернутым на нее НДС превышает 5 тыс. евро чуть ли не со старта, уже для самых скромных по объему двигателя машин.
ОК, а дальше что? У меня плохая новость: в ближайшие годы дешевых авто в Украине не будет. Не кидайте в меня тапками. Это объективно, увы.
При нынешнем уровне доходов населения Украины рынок не выпрыгнет в ближайшие годы за отметку в 100-110 тыс. новых легковых авто. По итогам 2016 года продано 65,5 тыс. новых авто, годом ранее - 46,5 тыс. Прогресс? Несомненно. Вот только перед кризисом-2008 продавали примерно по полмиллиона, то есть вдесятеро больше. 400-500 тыс. в год - это все же слишком, но при 250-300 тыс. машин в год Украина уже была бы хоть как-то интересна автокорпорациям.
А пока складывается порочный круг.
Кризис и девальвация - банки и лизинговые компании финансируют покупки в кредит и лизинг с большими опасениями и с не менее большими процентными ставками.
Меньше продают - ниже статус рынка Украины в глазах автопроизводителей. Соответственно - меньше скидки для местных импортеров и дилеров.
В итоге получается именно так, как описано в заголовке.
Если дешево и законно - это значит, что имеется ввиду подержанное авто, состарившееся на убитых отечественных дорогах.
Если законно и хорошо - то придется недешево заплатить
Если дешево и хорошо - то непременно будет не вполне законно, как в случае с длинным "временным ввозом".
Что со всем этим делать? Точно не рассчитывать на снижение акцизов. Потому что правительству важны хорошие отношения с МВФ, а в Меморандуме есть пункты по поводу того, что вводить новые налоговые льготы - нельзя.
Но точно у правительства есть возможность сделать жизнь автоимпортеров немного более приятной. В результате у них появится возможность немного снизить издержки, а следом и цены. Принципиально это проблему, конечно же, не решит, но станет чуть полегче.
Как? Придавить коррупцию на таможне. Создать условия для нормальной работы с запасами. У нас в стране если импортер ввез "лишние" машины, вывезти обратно их без потерь не сможет. Да и уценить нормально машину, зависшую на складе уже после растамаживания, он тоже нормально не может - все эти телодвижения стоят отдельных денег. И эти траты перекладываются на кого? Правильно, на покупателя.
Отсюда растут ноги у двух очень досадных проблем украинского авторынка. Во-первых, в большинстве случаев новые машины нынче нужно ждать - какие 2 недели, какие - 2 месяца, какие - полгода. Во-вторых, многие модели именно по этой причине в Украину не поставляются. И дело не только в плохом дизтопливе или иных вроде бы вполне очевидных причинах. А в том, что держать разнообразный и объемный склад крайне дорого и непросто.
Конечно, нужно заняться трейд-ином - в смысле упрощения его госрегулирования, особенно в части налогов. Потому что здесь приличный резерв снижения конечной цены, а также, что крайне важно - стимулирования спроса на новые авто.
Но, откровенно говоря, слабо верится в то, что "евроводители" начнут дергать депутатов именно по этим темам. Намного вероятнее, что они будут продавливать "растаможку в рассрочку". Есть такая идея: чтобы автовладелец, ввезший авто с высокими таможенными платежами, мог выплачивать те самые 4-5 тыс. евро за растаможку на протяжении нескольких лет. Скольки? Ну, например, 3-4 года по 100 евро в месяц.
Звучит заманчиво, но на это вряд ли пойдет правительство: если уж правоохранители не могут выловить катающихся на "еврономерах" сверх положенных сроков, то уж взыскать с них десятки раз по сто евро - и вовсе утопия полная.
Александр Крамаренко,
Главред «Деньги.Ua»