Прямой эфир

Почему у борьбы с раком забирают финансирование и хватит ли украинцам оставшихся средств

  • Telegram
Размещено: 02.11.2020
Деньги на лечение онкобольных ушли на строительство дорог. Фото: 112.ua

Кабмин забрал у бюджетной программы Минздрава, направленной на диагностику онкозаболеваний, почти 105 млн грн. Почти все средства направили на Львовскую область: на реконструкцию дорог и реставрацию главного корпуса Львовского национального университета имени Франко.

Такая новость на фоне системного недофинансирования диагностики и лечения рака в Украине вызвала настоящий скандал в соцсетях. Возмущенные пользователи писали о том, что онкобольные и так получают бюджетные "крошки со стола", а для оплаты лечения им приходится залезать в долги и продавать свое имущество.

При этом премьер-министр Денис Шмыгаль называет данную новость манипуляцией. По его словам, в этом году на лечение онкобольных выделили на 40% больше денег, чем в прошлом. Он также апеллирует и к тому, что и с дорог "срезают деньги": часть средств направили на социальную поддержку шахтеров.

О том, как в фонде на лечение онкозаболеваний оказались "лишние" средства и хватит ли на самом деле финансирования онкобольным, - в нашем материале.

Куда должны были пойти средства

В украинском медиапространстве все чаще звучат заявления об активной борьбе с онкозаболеваниями. В Кривом Роге по установке президента обещают отремонтировать центр диагностики и лечения рака и построить хирургический корпус европейского образца за 15 млн евро. Также благодаря президентскому опросу на повестке дня вновь фигурирует вопрос о легализации употребления марихуаны в медицинских целях. Для онкобольных он особенно актуален, ведь он выводит человека из состояния после химиотерапии без вреда для печени и других органов в отличие от обычных препаратов.

Однако, если оценивать не заявления, а реальные действия для онкобольных, оказывается, что средства не успевают вовремя освоить до конца бюджетного года, из-за чего их приходится переносить на другие проекты. Перераспределенные 100 млн грн планировали потратить на модернизацию молекулярно-генетической лаборатории для Института рака.

При помощи этой лаборатории можно определять чувствительность пациентов к химиотерапии. Речь о более четком понимании, какой должна быть дозировка, чтобы побочных эффектов было меньше. Кроме того, это единственная лаборатория, где возможна генетическая диагностика для онкобольных детей. Здесь создают противоопухолевые вакцины, за которые ученые уже получали премии, разрабатывают инновационные методы иммунотерапии. Однако за 30 лет в лаборатории не было капитального ремонта.

После того как экспертное сообщество стало бить тревогу о перераспределении средств, премьер уверил: проект будет полностью профинансирован в 2021 году. Однако это означает не просто задержки с развитием науки. В лаборатории планировались активные пересадки костного мозга, за которыми украинцы обычно выезжают за границу, часто - за государственный счет.

Украинские больницы наконец начали получать лицензии на такие трансплантации, однако их выполняется слишком мало. В этом году запланированы 450 пересадок вместо ориентировочной потребности примерно в 6000 трансплантаций. Заминки с запуском лаборатории означают, что часть украинцев, которые могли бы лечиться на родине, будут вынуждены обращаться за медтуризмом. Часто - за свой счет, ведь стать участником государственной программы "Лечение за границей" может далеко не каждый. Для пациента цена вопроса - от 100 до 300 тыс. долл., в зависимости от страны.

Президент Украинской ассоциации медицинского туризма, врач-онколог Виолетта Янышевская рассказывает, что в прошлом году, до пандемии, около 150 тыс. украинских пациентов выехали в Германию, Турцию, Израиль, Испанию, Италию и другие страны за медицинскими услугами.

"В структуре выездного медицинского туризма лечение заболеваний по онкологии составляет примерно половину случаев. Большинство запросов поступает именно со стороны онкобольных. Однако Украина уже сделала большой скачок в лечении онкозаболеваний. В современных онкоцентрах, большинство из которых являются членами нашей ассоциации, уже внедрены такие современные технологии, как ПЭТ-КТ, томотерапия, True-Beam, Robot-Da-Vinci, КиберНож, линейные ускорители последних поколений, применяются современные протоколы лечения, включая таргетную, иммунотерапию", - подчеркивает она в комментарии 112.ua.

Украина находится все ближе к оказанию помощи на уровне не ниже, чем в западных странах. Однако заминки, подобные случаю с лабораторией Института рака, отдаляют ее от достойного уровня медицины.

Как вышло, что средства не успели освоить?

"Выражая глубокую озабоченность"

В Институте рака подготовили всю необходимую документацию для реконструкции лаборатории. Дело оставалось за Минздравом: чиновники должны были объявить тендеры для строительства. Замминистра здравоохранения объяснял, что это сделали трижды. В последний раз процедура закупок для проведения строительных работ произошла 22 сентября, но она так и не была завершена.

Принять участие в проекте изъявил только один участник, а этого недостаточно для обеспечения принципов конкурентности. Поэтому стало ясно, что до конца года провести другие тендеры, например, на поставку оборудования, уже не успеют. А значит, проект откладывается в долгий ящик.

Но почему в таком случае тендеры не проводили в течение первых 9 месяцев 2020 года? Министр здравоохранения Степанов открыто признается, что по состоянию на начало апреля проекта на реконструкцию этой лаборатории вообще не было. И это притом, что планы о запуске лаборатории существуют уже не первый год. Минздрав в течение четырех лет до скандала обещал запустить лабораторию, но до тендеров так и не доходило. Возможно, дело и в непрофессионализме представителей Института рака, которые вовремя не подавали проектно-сметную документацию. 112.ua так и не добился от Минздрава комментария по этому вопросу.

Виктория Романюк, соосновательница общественной организации "Афина. Женщины против рака", предполагает, что в произошедшем виноваты именно бездействующие чиновники Минздрава. Романюк отмечает халатность подходов чиновников министерства и в вопросе закупки лекарств, которая началась только в середине лета.

Заминки заминками, а факт в том, что о перераспределении средств было известно заранее. Степанов и не надеялся, что строительство будет завершено до конца года, а среди сроков запуска лаборатории называл начало 2021 года.

Средства на модернизацию лаборатории перераспределяют уже не первый год. В 2019 году 50 млн грн из программы также пошли на дороги, а еще - на культуру и разведку. А ведь тогда пандемия в стране еще не бушевала и дополнительные инвестиции в инфраструктуру еще не объяснялись созданием рабочих мест.

История с лабораторией - это лишь один пример из многочисленных случаев перераспределения средств на лечение онкобольных, которые красочно отражают подход Минздрава к вопросу лечения рака в Украине. В прошлом году на другие нужды пустили почти 80 млн грн, которые предназначались Институту рака.

А несколько недель назад более 23 млн долл. из фонда на лечение онкологии потратили на вакцины для профилактики гриппа. И это - в середине осени. Бюджет "Охматдета" для больных раком детей также ежегодно урезают на несколько миллионов долларов. 2,5 млн долл., сэкономленных при закупке препаратов для онкобольных, пустили не на дополнительные лекарственные средства, а на борьбу с ковидом.

"Теперь деньги из программ, которые должны быть направлены на улучшение ситуации с онкозаболеваниями, растягивают во все стороны. Из программы на закупку лекарств уже забрали еще в начале года часть средств на ковид. А сейчас из той же программы забирают на вакцины для профилактики гриппа", - говорит Романюк.

Допустим, чиновники вовремя не могли начать закупки. Но почему они не пролоббировали то, чтобы средства остались в тех направлениях, о которых шла речь изначально, - неясно.

"Укрепляет наше возмущение то, что в итоге Минздрав не настоял перед Кабмином на том, что нужно оставить эти деньги в медицинской сфере. Не смог или не попытался - не знаем", - комментируют ситуацию в Фейсбуке"представители благотворительного фонда "Таблеточки".

Хватает ли средств на лечение онкозаболеваний в Украине?

В 2015 году на лечение рака в стране выделили 300 млн грн, в 2018-м - 709. Зам экс-министра Супрун Линчевский недоумевал, зачем тратить средства на онкологию, если больные и так умрут. В 2019-м подход наконец изменился, и сумму средств увеличили до 2 млрд грн, однако этого все равно мало: ориентировочная потребность сферы, по оценкам Ольги Богомолец, составляет около 3 млрд грн.

По данным украинского Национального канцер-реестра, в среднем в Украине ежегодно фиксируется 137 тыс. случаев онкологии. В Минздраве* же говорят о 150-170 тыс. больных. При перерасчете средств на одного больного это всего примерно 13 тыс. грн. Для сравнения, на лечение одного больного в легкой форме коронавирусом украинца государство тратит в два раза больше.

При этом в частных клиниках Украины трехмесячный период лечения рака, по данным Виолетты Янышевской, обходится примерно в 20 тыс. долл. Одна только операция стоит от 30 тыс. грн, лучевая терапия - от 50 до 100 тыс. грн и выше. Таргетная иммунотерапия, в зависимости от различных комбинаций, может стоить от 3 тыс. грн за курс. За границей же лечение обойдется примерно в 50 тыс. долл. (в зависимости от страны расценки отличаются).

Деньги на лечение онкобольных ушли на строительство дорог. Фото: 112.ua

Мало того, что бесплатных услуг физически на всех не хватает, так на плечи украинца еще и ложатся коррупционные доплаты.

"Конечно, есть гарантированная система оплаты лечения от государства, но наша медицинская система устроена таким образом, что полностью бесплатной она быть никак не может. Дополнительные расходы на практике начинаются с момента диагностики, выбора койко-места и заканчивая доплатами оперирующей бригаде. Примерную стоимость лечения оценить сложно, ведь все может зависеть от локализации, стадии, вида рака", - подчеркивает Виолетта Янышевская.

Деньги на лечение онкобольных ушли на строительство дорог. Фото: 112.ua

Диагностика, средства на которую государство перераспределило, недофинансирована и часто без привлечения личных средств украинца качественно не проходит.

Деньги на лечение онкобольных ушли на строительство дорог. Фото: 112.ua

"У нас есть минимальный набор обследований, который проводится за счет государства. Но этих обследований недостаточно для полноценной диагностики онкозаболеваний. На диагностику по минимуму может понадобиться около 5 тыс. грн. МРТ, гистология, биопсия, анализы крови, консультации узких специалистов... Качественная диагностика, которая отвечает на все вопросы по локализации и распространению опухоли обойдется в среднем в Украине от 15 до 30 тыс. грн. При этом в Европе диагностика обойдется от 3 до 7 тыс. евро", - подчеркивает эксперт.

По данным "Украинской правды", в среднем онкодиагностика обходится украинцу в 10 тыс. грн. Если бы средства на реконструкцию лаборатории направили на выявление заболеваний у украинцев, обследовать можно было бы около 10 тыс. пациентов.

Врач-онколог Янышевская убеждена, что диагностика онкозаболеваний в Украине и так страдает без отсутствия медицинского страхования и профосмотров. Украинцы поздно обращаются за помощью, и эту проблему обострил локдаун: украинцы боялись ходить к врачам, клиники либо были закрыты, либо перепрофилировались на прием коронавирусных пациентов, что сказалось на своевременной диагностике. Поэтому эксперт считает перераспределение средств с диагностики абсолютно недопустимым.

Ситуация с финансированием лекарств для онкобольных (отдельная статья бюджета) лучше. Особенно в сравнении с 2015 годом, когда выделенных средств хватило лишь на 18% потребностей. В этом году медикаменты закупали еще за средства 2019 года. Однако из-за экономии на медикаментах страдает их качество.

"Часто пациенты из-за дороговизны лекарств не могут приобрести современную, более эффективную терапию, получая в лучшем случае то лечение, которое доступно за счет госбюджета в онкодиспансерах. Если мы говорим о поздних стадиях, то курс иммунопрепаратов обходится в 4-6 тыс. долл., и таких курсов может быть несколько. В Украине современные препараты ограничены в количестве из-за высокой стоимости, и ежегодно на бесплатные препараты выделяется все меньше средств", - комментирует Виолетта Янышевская.

Из-за недофинансирования онкосферы не хватает и специального оборудования. Для сравнения, в Германии – почти в 6 раз больше центров лучевой терапии, чем в Украине. Услуги реабилитации также в достаточной степени не предоставляются: в нашей стране есть только один центр в Кировограде - и то построенный за средства иностранных инвесторов. А ведь в дальнейшем нужды онкобольных вырастут еще больше. В ВОЗ полагают, что к 2040 году в странах с низкими показателями дохода населения, таких как Украина, онкобольных станет на 81% больше. 

Рабочие места vs здоровые налогоплательщики

В апреле Кабмин выделил 205 млн грн на государственные дороги во Львовской области, а затем в июле - еще 1,5 млрд грн на дороги местного значения. При этом вкладывается в инфраструктуру Западной Украины не только наше государство, но и Польша. В августе власти страны направили еще 100 млн евро.

Львовская область получит дополнительное финансирование при том, что, по данным "Укравтодора", самые плохие дороги на данный момент в Черкасской, Николаевской, Луганской и Донецкой областях. Впрочем, журналисты уже замечали тенденцию в преференциях и резонно подчеркивали, что инвестиции в регион могли бы быть приятны самым разным представителям правительства. Как минимум премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, министр Кабмина Олег Немчинов и экс-министр образования Любомира Мандзий учились во Львове.

Инвестиции в дороги означают дополнительные рабочие места во время коронавирусной пандемии. Однако чиновниками почему-то упускается один простой факт. То, что Украина уже на втором месте в Европе по темпам распространения рака и количеству погибших от этой болезни, негативно влияет на украинскую экономику. С момента, как вы начали читать эту статью, погиб еще один больной раком украинец. Ежегодно от рака умирает около 33 тыс. трудоспособных граждан, которые при своевременном лечении могли бы пополнять бюджет налогами.

Кроме того, средства пошли не только на дороги и университет. Около 25 млн чиновники посчитали более необходимыми для Министерства энергетики, центра подготовки пилотов, а также - для реставрации одного из корпусов Братского монастыря. Вариантов, где, по мнению экспертов медицинской сферы, эти деньги могли бы пригодиться больше, уйма: начиная с вакцинации украинцев от папилломавируса человека и гепатита В (для предупреждения рака) и заканчивая финансированием донорства костного мозга. Каждому из желающих стать донором нужно пройти анализ за 40 евро, а средств на это у государства не хватает.

Чиновники прекрасно понимают скандальность ситуации с перераспредлением средств из разных проектов на дороги. От главы "Укравтодора" уже звучат оправдания, якобы фонд борьбы с Covid-19 получил свое название случайно и изначально являлся фондом для строительства.

Реакция же на ситуацию в Минздраве свелась к пиару на позитивном проекте для онкобольных. В "Фейсбуке" появился пост о том, что уже в ноябре начнет работать кол-центр по поддержке онкобольных и их близких "Стоит жить". Это бесплатная онлайн-линия помощи, благодаря которой больные раком смогут получить консультацию онкопсихолога и заказать себе бесплатное такси в медучреждение. Расчет идет на то, что онкобольным опасно во время пандемии подвергать жизни риску и выходить в общество.

 

Однако в комментариях под этим постом журналист и общественный деятель в онкосфере Янина Соколова справедливо заметила, что на самом деле проект стартует, вопреки распространенной Минздравом информации, совсем без помощи министерства. Над проектом работали год, но его все еще не запустили, так как государство не выделяет на это средств.

Так что кризисная коммуникация у министерства получилась так себе.

Жаль, что среди пяти вопросов от президента для народа не было пункта о том, можно ли деньги на лечение коронавируса и онкозаболеваний направить на дороги и фильмы. Однако еще не все потеряно. Перераспределение средств должен еще утвердить бюджетный комитет, так что есть шанс, что скандал заставит пересмотреть решение правительства.

Финансирование же онкоотрасли в целом теперь зависит от расходов на медицинскую сферу в бюджете-2021. Судя же по тем проектам, которые фигурировали в СМИ, оптимизма мало: на гарантии медобслуживания планируют выделить почти вдвое меньше средств.

Анна Пешкова

Источник: 112.ua

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.