Восстановление курса гривны - хорошая новость, но это, увы, ненадолго. Сколько времени курс продержится крепче 27 грн/доллар? И где следующий рубеж обороны валютных курсов?
Курс гривны к доллару пробил психологически (!) важный рубеж в 27 грн/доллар в первый день февраля. Еще немного гривна укрепилась 2 февраля – 26,987 грн/доллар показали торги на межбанковском рынке во второй день последнего зимнего месяца.
В обменниках доллар вполне можно найти по 27,6 грн/доллар. Если учесть, что с 1 января 2017 года с покупки наличной валюты отменен сбор в Пенсионный фонд (2% - действовал с 1.01.2015), то просто праздник какой-то получается.
Вот только настроение остается праздничным, если забыть о том, что 2 месяца назад курс на межбанке был около 25,6 грн/доллар, а в обменнике можно было купить доллары по 26,8 –- ну и плюс те самые 2% сбора в ПФУ.
То есть украинский валютный рынок так и не вернул позиции, потерянные в результате печатания пустой гривны для докапитализации национализированного ПриватБанка, а также вследствие ряда других действий НБУ и Минфина в конце декабря 2016 года. Сейчас экономика постепенно переваривает свеженапечатанную гривну, валютный рынок стабилизируется. Что же будет дальше? Ведь и в 2016, и в 2015 году февраль оказывался месяцем жесточайших курсовых сюрпризов - мы помним локальное падение гривны почти вдвое в феврале 2015 года (до 30 грн/долл.) с последующим укреплением почти в полтора раза и куда менее драматичное снижение украинской национальной валюты в феврале 2016 (до 27,25 грн/долл. против 25,9 грн/долл. месяцем ранее).
Рискну предположить, что в нынешнем феврале столь резких раскачиваний не будет. Все же у НБУ подросли валютные резервы - более 15 млрд долларов. Да и ситуация на внешних рынках выглядит сейчас куда приятнее для украинских экспортеров, чем год и два назад.
Главным фактором, давящим курс гривны вниз, является сейчас, как ни удивительно… сам Нацбанк. Он наращивает валютные резервы за счет скупки долларов на открытом рынке - НБУ конкурирует за валюту с импортерами. Так что импортерам не стоит обижаться на те случаи, когда чиновники Нацбанка заворачивают их заявки на покупку валюты - НБУ она самому нужна.
Импорт, впрочем, и так задавлен дороговизной валюты - Украина сокращает ввоз импортных товаров, практически без оглядки на курс платят своим иностранным поставщикам разве что Нафтогаз и Энергоатом. Все остальные сильно сократили свои обороты. Собственно, снижение курса гривны уже привело к тотальному сокращению импорта. Благодаря этому в 2016 году курс более или менее стабилизировался. И все было бы замечательно, если бы не "фактор НБУ" и "фактор налогов".
Начнем с налогов. Штука в том, что удешевление гривны делает производство в Украине очень выгодным. Дороговизна импортных товаров, очевидно, должна была стимулировать производство аналогичной продукции в Украине. И процесс этот идет, понемногу работая на укрепление гривны - но, увы, крайне медленно и печально. Почему? Ведь, к примеру, восстановление экономики после трехкратного обвала гривны в 1998 году происходило весьма живенько. Да потому, что в начале 1999 года Кучма подписал указ об упрощенной системе налогообложения. Это был тот самый единый налог, который с 2005 года почти каждое правительство пыталось ликвидировать, выдавив малый бизнес на так называемую общую систему налогообложения. То есть в зону, где бизнес легко становится добычей коррумпированных налоговиков. Сейчас по причине высокого налогового давления бизнес не успевает заполнять отечественной продукцией освободившиеся от импорта ниши.
Ситуация с налоговыми факторами, увы не меняется к лучшему. Скандал вокруг двукратного повышения минимальной зарплаты и его налоговые последствия. Лавина закрывшихся ФЛПов. Ужесточение режима администрирования НДС. Все это не позволяет бизнесу запускать производства, которые потеснили бы импорт и сберегли бы валюту, а значит - мы получили бы сильную поддержку курса гривны.
"Фактор НБУ" - это лихорадочная скупка валюты в резервы Нацбанка. Пополнять резервы нужно, тут вопросов нет. Но точно не ценой дальнейшей девальвации гривны. НБУ регулярно выходит на рынок с покупкой валюты в дни, когда гривна начинает расти, - и тем самым показывает экспортерам, что курс не будет укрепляться. И что экспортерам есть резон отсрочить продажу валюты на столько времени, на сколько это возможно. А возможно с августа 2016 года уже на 120 дней вместо 90, как это было еще недавно. К слову - удлинение сроков возврата валютной выручки привело к сентябрьскому курсовому прыжку, когда на несколько дней гривна подешевела дальше 27 за доллар.
Зачем НБУ скупает валюту, не глядя на курс? А это он так заранее готовится к 2019 году - когда, согласно условиям реструктуризации внешнего госдолга Украины, которая состоялась в 2015 году под руководством тогдашнего министра финансов Наталии Яресько, Украина начнет платить по этому госдолгу не только проценты (как сейчас), но и сумму основного долга. Это резко увеличит потребность в валюте. А расплачиваемся за это мы уже сейчас - когда НБУ "скирдует" валюту в свои резервы под потребность в будущих выплатах внешнего госдолга, не глядя на курс.
Все перечисленное, плюс нестихающие военные действия на востоке Украины - эти факторы давят на курс, вызывают нервозность в экономике. Ну и, конечно, отпугивают внешних инвесторов. Поэтому появившиеся в конце января - начале февраля прогнозы касательно девальвации по итогам 2017 года на 10% выглядят еще вполне умеренными. Снижение гривны к декабрю-2017 до 30-31 грн/доллар выглядит более чем вероятным. Иное дело, что девальвация не будет абсолютно плавной и линейной - вероятны ситуативные подъемы и провалы, обусловленные вмешательством талантливых чиновников и политиков. Ну, мы все это уже не раз видали.
Александр Крамаренко,
Главред журнала «Деньги.Ua»