Слушать
Слушать

Отопительный сезон: грядут жесточайшие конфликты поставщиков и потребителей

17.10.2016
Ebp8eFbO

Середина октября и в сети вдруг резко растет поголовье экспертов по энергетике. Ну а что будет на самом деле зимой? Будет прохладно, дорого и экономно - даже если зима будет мягкой.

Ровно год назад писал о том, что г"аза в хранилищах "чуть-чуть" не хватает для комфортной зимовки, угля на электростанциях "немного" дефицит". И очень рассчитывал на то, что зима 2015/16 окажется мягкой. Ровно на то же  надеюсь и сейчас - по тем же причинам.

Уже с августа 2016 года все идет по накатанной, как и год назад - "экспертная" истерика по поводу того, что "замерзнем все нафиг" и что придется "идти на поклон к Газпрому". Год назад, слава теплой зиме, не пришлось делать ни того ни другого.

А что сейчас с подготовкой к зиме-2016/17?

Начнем с атомной энергетики - да, ее не особо часто сейчас вспоминают, а зря. Потому что в зимний период на нее приходится более 50% поставок электроэнергии на рынок. В октябре пока что доступны данные о закупках тепловыделяющих элементов для атомных станций только за первые 7 месяцев 2016 года. Так вот: со стороны страны-агрессора мы по-прежнему получаем большую часть горючего для АЭС - за январь-июль 2016 года куплено российского атомного топлива на 157 млн долларов. Но уже есть альтернатива российским поставкам - со шведских предприятий международной корпорации Westinghouse получено тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) на 67,2 млн долларов. Это много или мало? Хватит ли? В 2015 году за тот же период закупили на 306 млн долларов - и только у РФ. Смотреть только на закупки нынешнего года бессмысленно, так как ТВЭЛы меняют на станциях не полностью каждый год, а частями, и срок их службы обычно составляет 3 года. То есть будущая зимовка зависит от поставок 2016, 2015 и даже 2014 годов.

Фактически, начавшиеся заметные поставки ядерного горючего от Westinghouse - это итог многолетней программы диверсификации. Она началась задолго до 2014 года и даже задолго до прихода Януковича к власти. Так что 30% поставок "не из России" - довольно обнадеживающий результат. Впрочем, Украина - не единственная европейская страна, где до сих пор используется российское ядерное топливо. И то, что его покупают наши соседи, - это основная причина, по которой Москва не начала шантажировать Киев еще и по ТВЭЛам.

Летние ремонты на АЭС прошли по плану, да и проблему "запертых" мощностей АЭС к сентябрю 2016 года удалось решить. Была запущена мощная линия электропередачи от Хмельницкой АЭС к Киеву. Это дает возможность использовать больше "атомной" электроэнергии, а значит, меньше жечь угля на тепловых станциях. Раньше этого не могли сделать - сеть мощных ЛЭП, построенных еще во времена СССР не особо позволяла гнать "атомные" киловатты в восточном направлении, в сторону Днепра, Киева, Харькова. Их снабжали электроэнергией многочисленные угольные теплоэлектростанции, размещенные по соседству с этими городами.

Ну и еще надо помнить, что электроэнергия с АЭС обходится значительно дешевле той, что генерируется на тепловых станциях. А то, что у нас в платежках - результат усреднения дорогой энергии с теплостанций и относительно недорогой с атомных станций. Увы, рост доли недорогих "атомных киловатт" не избавил нас от октябрьского подорожания электроэнергии и не отведет от нас следующее, весеннее удорожание. Но хотя бы таким образом Украина немного сократит потребность в дефицитных угле и газе, что очень кстати.

Уголь? Профильное министерство хвалится тем, что к началу отопительного сезона 2016/17 года на площадках запасено аж 1,77 млн тонн. Правительство рассчитывает накопить к 1 ноября 2,8 млн т, что маловерятно. Год назад, в середине октября было запасено около 2,06 млн тонн. То есть год назад по состоянию на начало отопительного сезона было на четверть больше, чем сейчас. Откуда тогда взять тот миллион, которого не хватает до 2,8 млн тонн? Министерство топлива и энергетики утверждает, что законтрактован импорт морским транспортом около 500 тыс тонн - так можно превзойти прошлогодний уровень запасов. Откуда брать еще 500 тыс тонн, чтобы достичь 2,8 млн тонн - пока непонятно. Это может быть ввоз с временно оккупированных территорий - что очень рискованно с политической и моральной точки зрения. Это может быть импорт из РФ - с практически теми же негативными последствиями.

В общем, с большим трудом, но углем тепловые станции могут быть обеспечены.

Что же с газом?  Вот с ним сложнее всего. К 16 октября, то есть к тому моменту, когда перешли от закачки в подземные газохранилища (ПХГ) к использованию накопленных за лето запасов, там смогли собрать 14,75 млрд куб м газа. Это существенно меньше, чем в октябре 2015 года (17,064 млрд куб м) и 2014 года (16,75 млрд куб м). Глава "Нафтогаза" полагает, что нам хватит, для того чтобы комфортно перезимовать, около 15,1 млрд куб м запасов.

Правда босс "Нафтогаза" назвал цифру запасов газа, которая примерно на 20% меньше той, что фигурировала в начале довольно рискованных отопительных сезонов – 2014/15 и 2015/16 гг. Не удивляйтесь, считать нужно не разницу между запасами октября-2015 и запасами октября-2016. Сравнивать нужно то, что остается при вычитании примерно 7 млрд куб. м из объема имеющихся запасов. Потому что примерно 7 млрд куб. м - это тот объем газа, который извлечь из хранилищ нельзя.

Например, по итогам отопительного сезона 2015/16 года из имевшихся к его началу 17,064 млрд куб. было использовано около 8,7 млрд куб. м, а 8,375 млрд куб. осталось в ПХГ до следующего сезона. За теплый сезон (весна-лето-начало осени) закачали больше 6,3 млрд куб м - вот и образовались запасы в 14,75 млрд куб м.

Так что судя по тому, как складывается расклад, наши топливно-энерго-газовые боссы рассчитывают на то, что зима 2016/17 годов будет мягкой, а отопительный сезон можно будет закончить в среднем по стране не позднее 5-7 апреля.

Но как же быть с газом, которого "впритирочку" даже при условии мягкой зимы? Отчасти проблему решит повышение энергоэффективности и переход на альтернативные источники тепла. Ведь как ни крути, а второй год подряд страна этим занимается - пусть с большим опозданием, но весьма активно.

Второй фактор - резко выросшие за 2016 год тарифы на газ, электроэнергию и тепло. Да, будем экономить, зачастую - в ущерб комфорту. Будут жесточайшие конфликты по поводу эффективности работы поставщиков тепла и горячей воды. Потому что потребитель за многократно выросшие платежки душу станет вынимать из поставщиков - и правильно будет делать.

Ну и, конечно, пусть зима снова будет мягкой. Для жесткой зимы газа в хранилищах недостаточно. И при сильных морозах наверняка посадят на голодный паек промышленных потребителей - то-то на меткомбинатах спешно вводят пылеугольные системы как альтернативу газу.

Александр Крамаренко,

главред журнала "Деньги.UA"