Верховная Рада в трогательном единодушии передала президенту возможность вернуть сельхозземлю на рынок. А сами депутаты отпиарились - они проголосовали за продление моратория на продажу сельхозземель еще на год.
Кому это интересно? И что дальше?
6 октября Верховная Рада отдала 297 голосов за то, чтобы отодвинуть еще на 12 месяцев - до 1 января 2018 года - запуск свободного рынка сельхозземли. И что ж это все для нас означает?
Начнем с того, что реально рынок сельхозземли в Украине есть. Но он перекошенный и очень затененный. Речь не идет о земле для приусадебного хозяйства или жилищного строительства частных домов - там все и так свободно. Речь идет именно о земле для сельхозпроизводства.
Как выкручиваются украинские агробизнесмены, если покупать-продавать землицу не моги? Ну, прежде всего, еще осталось довольно много нераспаеванных земель, принадлежавших бывшим колхозам, совхозам, племенным хозяйствам и т.п. Их покупать можно - вместе с тем юрлицом, на балансе которого та земля находится.
Мораторий касается только выделенных селянам во время приватизации земли паев - обычно по паре гектаров, а также площадей, находящихся в ведении местных громад. Их агробизнесу приходится брать в аренду. Но агробизнес, а особенно - крупный, он совсем не плачет по этому поводу. Если мелкий или средний фермер вынужден более или менее щедро платить собственникам земли за ее использование, то крупный и особо крупный не особо парятся по этому поводу, там явно перекос не в пользу собственника-арендодателя.
Кроме того, очень часты случаи получения сельхозземли в пользование по коррупционным схемам. Это касается и земель, находящихся в ведении местных громад, и находящихся в распоряжении многочисленных госпредприятий, да и той же Академии аграрных наук. Там речь идет о миллионах гектаров в общей сложности. И эти миллионы обрабатываются, с них снимается урожай. Но плата - смешная, причем в основном - теневым образом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ. Залищук: В Украине нет полноценного банка земли
В результате арендатору на таких условиях нет особой охоты и мотивации заботиться о сохранении плодородия таких земель. Там идет посев кукурузы, потом - подсолнуха, потом - рапса. Лет 7-9 такого "севооборота" и на той земле уже ничего не растет. Это реально отложенная во времени катастрофа. Украина пока что находится в тройке-пятерке мировых лидеров по экспорту отдельных видов агропродукции (подсолнух, кукуруза, рапс и т.п.), но при таких раскладах - это очень ненадолго.
Запомнили, да? За использование земли арендаторы платят копейки, да еще и истощают ее хищнически. Конечно, такое творится не везде, но существующие условия землевладения и землепользования склоняют агробизнес именно к такому ходу вещей.
Нравится ли агробизнесу арендовать? А это кому как. Малый и средний агробизнес хотели бы иметь обрабатываемые земли в собственности. Так как у них нет административных рычагов и их коррупционные связи недостаточно могучи, чтобы гарантировать долгое и беспроблемное пользование арендованной землей. Они могли бы купить землю. Им интересно использовать землю в качестве залога при получении кредитов.
У крупного агробизнеса пока что все наоборот: они кредитуются на внешних рынках (там займы и дешевле, кстати), они имеют обычно возможность через свои коррупционные связи и административные рычаги контролировать своих арендодателей.
Поэтому-то в Раде так дружно голосовали за продление моратория до 1 января 2018 года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ. Ляшко: При Гитлере в Украине было больше коров, чем сейчас
Мы видим, что от невозможности покупать и продавать агроземлю страдают ее нынешние мелкие собственники, а также малый и средний агробизнес. Ну и мораторий создает идеальные условия для вымирания села - так как только малый-средний агробизнес способен предложить какое-то ощутимое количество рабочих мест там. У крупного работают немногочисленные команды механизаторов, их требуется немного, так как производство - суперинтенсивное, индустриальное. Разговоры о том, что "страна не готова" - это бред, так как система Госгеокадастра уже работает, на ее базе уже начали проводить онлайн-аукционы по продаже прав аренды земли (пока нельзя покупать - приходится арендовать). Технически и процедурно процесс продажи через онлайн-аукционы прав аренды ничем не отличается от продажи в собственность. Система онлайн-аукционов была запущена несколько месяцев назад тогдашним главой Госгеокадастра Максимом Мартынюком. А сейчас, когда Мартынюк занимает должность первого замминистра агрополитики, эту систему продолжают оттачивать, эксплуатируя ее в пилотном режиме для продажи прав аренды.
Опасения по поводу того, что "все скупят иностранцы и олигархи" легко разбиваются парой изменений в Земельный кодекс. Например, эксперты рекомендуют ограничить владение агроземлей только для граждан Украины (не юрлиц) и в объеме не более 200 гектаров на одного человека, например. В принципе, такая модель устроила бы даже крупный агробизнес - ведь там тоже понимают, что коррупционный и админресурс - не бесконечны, когда-то придется легализовываться. В таком случае вместо нескольких десятков тысяч договоров аренды с мелкими арендодателями агрохолдинг будет заключать несколько сотен договоров с крупными арендодателями.
А семья из 3-7 человек вполне может аккумулировать кусок земли в полторы-две тысячи гектаров (с учетом аренды у соседей) - и так создать крепкое фермерское хозяйство. И оно будет вполне конкурентоспособным - благодаря немелким размерам находящегося в его собственности земельного клина.
И вот тут самое время вспомнить, что закон об обороте земли агроназначения - среди обязательств украинского правительства перед МВФ (согласно одобренному 14 сентября меморандуму). А это значит, что декабрьский транш вполне могут и не предоставить, если что-то с мораторием на продажу земли не сделать до конца ноября. Декабрьский транш – это не только 1,3 млрд долларов от МВФ, это еще куча программ помощи и кредитов для Украины, запуск которых привязан к продолжению сотрудничества с Фондом.
Все, тупик?
К счастью, нет. Если Петр Порошенко наложит вето на законопроект о продлении моратория, а его представители поработают с депутатами от собственной же фракции, то с 1 января 2017 года будет запущен свободный оборот земли. Просто потому, что в эту дату заканчивается срок действия ранее установленного моратория. Если при этом Рада еще и нужный закон о обороте сельхозземли успеет принять - вообще все будет замечательно. Шансы на такой сценарий, в принципе есть - примерно 50х50. Слово - за Порошенко. Посмотрим на его позицию - поговаривают, что его близким принадлежит немаленький агрохолдинг.
Александр Крамаренко,
главред журнала "Деньги.Ua"