Эксперт: Украинская энергетика балансирует на грани из-за "нестабильного" угля из зоны АТО
Украина не может накопить достаточно угля на новый отопительный сезон, большинству ТЭС едва хватает топлива на текущую работу.
Об этом заявил эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский в эфире телеканала NewsOne.
"Если в мае из зоны АТО было вывезено порядка 900 тысяч тонн угля, то в июне всеми игроками было вывезено всего 20 тысяч тонн. Соответственно, на станциях остается довольно мало угля для продолжения работы. Славянской и Криворожской ТЭС хватит приблизительно на неделю работы. На других станция чуть больше, там может хватить на 15-20 дней. Но сейчас идет подготовка к отопительному сезону, когда необходимо накапливать уголь, а не только сжигать его", - пояснил эксперт.
Он также добавил, что альтернативным решением является замещение дефицита импортом.
"Безусловно. У нас есть альтернатива – это возможность покупать импортный уголь в Австралии и ЮАР. Но нужно определиться, будут ли отражаться эти цены в затратах компаний, которые управляют тепловыми станциями. Для понимания: в 2014 году, когда впервые возникла проблема дефицита антрацитового угля, и когда закупали уголь в ЮАР, цена там колебалась от 80 до 100 долларов за тонну. При этом правительство считало, что уголь должен стоить 40 долларов, и по-другому никак. Естественно, это приводило к убыткам как государственных, так и частных генерирующих компаний", - считает Землянский.
По его словам, чтобы избежать искусственного занижения цен на уголь, необходимо установить определенный индикатив:
"То есть верхний предел. Ниже может быть, если вы законтрактуете дешевле, тем лучше будет. Такая методика позволила бы абсолютно спокойно найти альтернативу и законтрактовать дефицитный уголь. Но нужно понимать, что это время. Если, допустим, по железной дороге можно доставить уголь в течение двух недель, то корабль из ЮАР будет к нам идти два месяца".
Национальная комиссия в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) недавно приняла решение применить в Украине новый порядок формирования прогнозной оптовой рыночной цены (ОРЦ) на электроэнергию. Новая методика предполагает определение рыночной цены угля по формуле "стоимость в порту Роттердам (API2) плюс стоимость доставки до Украины". Необходимость привязки к европейской цене чиновники объяснили тем, что, как и в случае с газом, значительная часть угля может быть импортирована.
По мнению Валентина Землянского, такой ценовой индикатив от государства позволит оптимизировать угольную отрасль, избежать закрытия шахт, а также сохранит средства, предназначенные для приобретения угля на внутреннем рынке. Эксперт отметил, что идея вновь вернуться к дотированию угольной отрасли также не является спасением для энергетики.
"Шахты должны иметь возможность зарабатывать сами, на собственное содержание, как минимум. Более того, такая возможность, на сегодняшний день предоставлена – осталось ее внедрить в жизнь", - подчеркнул Землянский.
"У нас есть угольная отрасль, которой гораздо выгоднее платить своим шахтерам, потому что это мультипликатор для бюджета: деньги остаются в стране, и, соответственно, развивается инфраструктура. Мы устанавливаем определенный маяк – граничную цену, выше которой рынок уже не компенсирует стоимость угля. Эта цена привязывается к рыночному индикатору. Определились, что есть рыночная цена на уголь. Можете работать таким образом, чтобы она покрыла вашу себестоимость? Давайте работать. Не можете – извините, пожалуйста", - резюмировал эксперт.