Доллар, сдавайся! Что будет с курсом до конца года
Декабрьские курсовые качели - штука традиционная. Большие валютные игроки сперва зарабатывают на продаже дорогого доллара, а потом - на скупке дешевого. Следите за руками, берегите свои деньги.
Пацан сказал – пацан ответил. Это все, что нужно знать нам о политике Нацбанка по части сдерживания курсовых колебаний. Что нам шатает курс? Четыре основных фактора на последнее время - дисбаланс во внешней торговле (если на импорт нужно больше валюты, чем получаем за счет экспорта), выплата внешних долгов, внезапные выбросы свеженапечатанной пустой гривны и панические приступы на наличном-безналичном рынках.
Внешняя торговля в целом - сбалансирована, те несколько сотен миллионов долларов дисбаланса по итогу 11 месяцев погоды не делают и принципиально на курс не давят. Ситуация с выплатой внешнего долга - прогнозируема и некритична. Все-таки реструктуризация внешних государственных долгов в 2015 году позволила сдвинуть серьезные выплаты на 2019 год. Поэтому в нынешнем, а также в 2017-2018 годах долговые обязательства не будут уж слишком серьезно давить на гривну.
Что остается? Правильно, паника и выпуск пустой гривны. Примеры из недавнего прошлого? Пожалуйста: как только Фонд гарантирования получал задачу выплатить несколько очередных миллиардов гривен вкладчикам крупного обанкротившегося банка, Фонду давали пустые гривны в виде кредитов от НБУ. "Кредиты НБУ", чтоб мы понимали - это именно эмиссия, пустые деньги. Вообще-то, Нацбанк может кредитовать банки аккуратно и осмотрительно, подталкивая их к кредитованию бизнеса, на такой схеме во всем мире стимулируют рост экономики, если речь о нормальных странах. У нас НБУ кредитует правительство для финансирования государственных расходов и Фонд гарантирования - для выплат вкладчикам обанкротившихся банков.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: НБУ ПРИЗНАЛ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫМ ИНВЕСТБАНК
Выплата вкладчика" - всплеск курса. Выплата клиентам "Фиников" (Финансы и Кредит) - то же самое. Но, вроде бы, с весны-лета у нас серьезных выплат не было (кроме "Михайловского"). Ну что же, "фактор Михайловского" - это сейчас лишние 10 копеек на щитах у пунктов обмена валюты.
А вот шатания на безналичном рынке (межбанке) - это чистая "заслуга" Нацбанка. Вот, к примеру, начал 8 декабря курс гривны бурно укрепляться на межбанке, что делает НБУ? Правильно, выходит на рынок, чтобы скупить почти полсотни миллионов долларов и показать всем, что курс не будет крепче, можно играть на понижение гривны. Вот мы и видим на текущей неделе то, что видим: 26,3-26,4 на межбанке и 27 гривен за доллар в обменниках - говорим "спасибо" конторе госпожи Гонтаревой.
НБУ стремится скупать валюту на межбанковском рынке при любой возможности и даже не стесняется опускать гривну ради этого, хотя в его задачах сказано, что он отвечает за ее стабильность. Нам с высоких трибун врут про то, что он этим (стабильностью) занимается. Чтобы запудрить мозги, используют умные слова вроде "инфляционное таргетирование". В двух словах: инфляционное таргетирование - это когда центральный банк страны ( в нашем случае - НБУ) при помощи повышения-понижения учетной ставки, а также расширения-сужения кредитования банков влияет на инфляцию.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ГОНТАРЕВА РАССКАЗАЛА, ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ УКРАИНЫ
Вот только для Украины эта обычная для крупных устойчивых экономик схема неприемлема. Потому что у нас есть нестабильная национальная валюта. И ценам все равно на "инфляционное таргетирование", если курс прыгает на 10%, к примеру. Если курс прыгает, у нас сразу дорожает резко весь импорт: от мандаринов и табака до газа и бензина. Результат? Правильно, цены рвутся в небо, не обращая внимания на лепет НБУ.
То, чем занимается НБУ в нынешних условиях по части управления инфляцией, это как пытаться тормозить машину, высунув руки в окно, цепляясь за ветер. На тормоз надо жать, если нужно тормозить! Но не жмут. Очевидно же, почему. Потому что у Нацбанка, на самом деле, иная цель, и она не совпадает с нашими интересами - сделать максимально комфортными условия вывода валюты крупными корпорациями и кредиторами, прежде всего - иностранными. Ничем иным нельзя объяснить лихорадочную скупку валюты в резервы ценой опускания курса гривны. Кстати, под скупку валюты на межбанке НБУ тоже печатает пустые гривны, а вы как думали? Других источников денег, кроме печатного станка, у Национального банка нет. Да и у любого иного центрального банка тоже нет.
Ну а теперь немного о панике. Наш собственный свежий опыт говорит о том, что как только начинается истерика вокруг какого-то из банков - жди шатаний курса. Так было и осенью 2008 года, и весной 2014-го (впрочем, тогда добавился мощный фактор "Крымнаша"). Сейчас искусственно раздутая истерика вокруг Приватбанка тоже добавляет градуса в курсовые качели. Но она уже идет на спад, будем надеяться, что на предпоследней неделе года этот фактор совсем уйдет со сцены. А что на сцену выйдет? Правильно - предрождественская покупательская лихорадка. Не секрет, что у нас традиционно под Новый год народ сбрасывает немного валюты, чтобы побаловать себя и близких подарками, лакомствами и выпивкой. Нынешний декабрь исключением не будет. Так что в последние дни года возможны 26,4/26,8 гривны за доллар.
А что дальше? Если ничего необычайного не случится, то в середине января сможем увидеть некоторое проседание курса гривны, например, до 27,5/27,7 на наличном рынке – так как торговля и импортеры будут превращать наторгованные в ноябре-декабре гривны в валюту, чтобы иметь ее запас для последующих закупок по импорту. Особенно это явно будет происходить с "серой" торговлей и "серым" импортом, которые увлекаются закупками за наличные евро и доллары. А что им делать? Осенью 2014 года мелких импортеров, по сути, выбросили с межбанковского валютного рынка, им тогда ограничили возможности покупать валюту официально. Закрываться и вешаться-стреляться они не стали, просто ушли в "серую зону" - покупают наличную валюту, ввозят импорт по "серым" схемам, платят взятки.
Мы видим курсовые качели не впервые, понимаем, что паниковать не стоит. Но и доверять сладкому пению НБУ о курсовой стабильности - тоже. Пока идет война. Пока нет порядка в судах, налоговой, таможне. Пока полиция ходит в офисы на экскурсии без приглашения. Пока вести бизнес в Украине - героизм, сродни воинскому. Пока все это есть - гривна не может быть стабильной. Увы. Она будет понемногу или быстрее снижаться. Такие у меня декабрьские валютные новости.
Возможно ли укрепление или хотя бы долгосрочная стабилизация курса? Конечно: если начнут расти на мировом рынке цены на пшеницу-кукурузу и сталь, если возобновится приток иностранных инвестиций, если НБУ и Рада упростят украинским айтишникам условия получения заработанной за рубежом валюты. И много других "если". Насчет айтишников, так, между прочим: в нынешнем году они заработали и завели в страну валюты примерно вдвое больше, чем нам дал взаймы МВФ.
Александр Крамаренко,
главред журнала "Деньги.Ua"