Для покупок за рубежом придумали новую преграду
Напрасно фейсбучная общественность радуется победе над инициативой #22EURO. К ней вернутся. И придется с аргументами в руках отстаивать свое право на покупки вне отечественной розницы.
В Украине, в одной из самых бедных стран Европы, в стране с дырявой таможней, правительство при поддержке лоббистов непременно вернется к идее ограничить безналоговые покупки за рубежом лимитом в 22 евро, а беспошлинные – 150 евро. Не верите? «Законопроект будут дорабатывать. Подобная норма в будущем будет введена в соответствии с европейским законодательством», - заявил генеральный директор АПИТУ Юрий Пероганич, когда комментировал отступление Ассоциации, отозвавшей из Минфина свой проект закона о введении упомянутых чуть выше норм. Да, это та самая ассоциация АПИТУ, что взяла на себя ответственность инициировать идею #22EURO.
Начнем с того, что в ЕС и вправду действует ограничение по поводу беспошлинного/безналогового ввоза товаров из-за пределов Евросоюза – свыше цены посылки в 22 евро уже платят НДС (который, правда, во многих странах Евросоюза вдвое-втрое ниже украинского), а если цена посылки выше 150 евро – то еще и ввозную таможенную пошлину.
Украина, согласно Договору об Ассоциации с ЕС, взяла на себя обязательство сближать свое законодательство с европейским. Из этого следует, что в течение не более 10 лет, за которые запланировано вхождение Украины в зону свободной торговли (статья 25 Договора об Ассоциации), так или иначе украинские таможенные нормы должны быть приведены к тому виду, что в ЕС.
Вот, правда, когда нас прямо сейчас пинками гонят в оградку из бюрократических норм ЕС, как-то забывают сказать о двух очень важных обстоятельствах.
Первое: в ЕС входит 28 стран с населением 510 млн человек. По численности населения это больше США, по суммарному ВВП – выше, по суммарному экспорту – номер 1 в мире. В среднем, там ВВП на душу 33,3 тыс долларов. А еще – почти безупречно работающая таможня. Как по части комфортности для клиентов, так и по части блокирования системной контрабанды.
Еще раз: 33,3 тыс долларов на душу ВВП и качественная таможня.
А что в Украине, где собираются те же нормы 22/150 врубить прям сейчас? У нас около 2 тыс долларов ВВП на душу (номинально) и наличие системной контрабанды – и то, другое важно для понимания происходящего.
Тут бы уместно рассказать о том, а как это не в ЕС. Так вот в РФ и Казахстане норма безналогового ввоза посылками – до 1000 евро в месяц. В Беларуси в несколько приемов нормы привели к тем самым 22 евро за раз. К чему это привело? Правильно, к росту организованного потока беспошлинного ввоза мимо таможни. Чуть ли не бусиками из Литвы и Польши таскают.
США? Там норма получения беспошлинного почтового отправления – до 200 долларов. Что чуть больше, чем действующие сейчас в Украине 150 евро. Вот только ввозной налог там всего 3%, тогда как в Украине НДС равен 20%, мы ж помним.
Несколько дней назад, когда накал страстей вокруг #22EURO достиг пика, во время прямого эфира на радио ведущие меня спросили: «Саша, а как собираются контролировать уплату НДС и пошлин с этого колоссального количества небольших посылок? Это вообще реально?». Скажу честно: вот тут я завис. Зная масштабы потока посылок. Зная производительность нашей «митниці» у меня в голове сразу нарисовалась картинка вроде «много маленьких пушистых зверушек сперва распаковывают посылки, потом оценивают содержимое, затем – упаковывают». Представляете? Нет. В смысле – зверушек-то я представляю. Но круглосуточно работающих десятки тысяч таможенников – нет.
В голову приходит единственный выход: процедуру растаможивания сделают такой, чтобы клиенту было проще на минимальной цене посылки указывать 23 евро, платить пятерку евро в качестве отступных и забирать посылку. Как там? «Со старушки по гривеннику. Десять старушек – рубль», так что ли?
На самом же деле, в Штатах 200 долларов предельная стоимость безналоговой почтовой посылки, а в Украине – 150 евро, это ведь неспроста. Начиная с таких сумм, получаемый с посылки налог становится экономически оправдывающим возню и траты на процедуру растаможки. Ниже – отрицательный экономический эффект для госбюджета.
А как же ЕС? Там-то 22 евро «работает»? А вот в том и дело, что там работает все в комплексе:
- высокоэффективные и потому недорогие процедуры (не спрашивайте меня, почему эту эффективность нельзя воспроизвести в Украине, лучше посмотрите на веб-камерах очереди на украинском погранпереходе в Ягодине);
- высокий уровень личных доходов + широченный ассортимент товаров, производимых в полумиллиардном ЕС (первое дает спокойное отношение к чуть большим, чем на Алиэкспрессе ценам, а второе – возможность купить что угодно в находящемся поблизости шопинг-молле);
- жесткий заслон системной контрабанде.
Ну вот с первым и вторым все ясно – потому-то европейцы не сильно возражают против своих #22EURO. А вот с третьим – все очень интересно. Вот не приведет введение украинского #22EURO к росту поступлений в госбюджет и увеличению числа рабочих мест ввиду сокращения потока индивидуального импорта через почту и службы экспресс-доставки. По той самой причине – никуда не денется теневая растаможка.
А раз так, то дополнительные доходы получат не украинские производители конкурирующих товаров и госбюджет, а та коррупционная пирамида, что кормится с теневой растаможки. «Цена вопроса» на границе явно вырастет – она не может не вырасти, раз ликвидируется дешевый альтернативный канал. Ну и в физическом объеме спрос на теневую растаможку поднимется – придется так или иначе удовлетворять тот спрос, что сейчас закрывается за счет индивидуальных покупок в иностранных интернет-магазинах.
Разумеется, вырастет и цена на прилавке. Что особенно «уместно» в условиях, когда гривна девальвировала втрое, а личные доходы растут слабо – о причинах мы в курсе (война, высокие налоги, неразумное госрегулирование бизнеса).
В общем, налицо очередная попытка подоить средний класс. Умно работающие специалисты, руководители и мелкие предприниматели, которые уже давно живут в глобальном мире и предлагают местным ожиревшим от отсутствия конкуренции торговым сетям/производителям побороться за их деньги. Похоже, скоро возможность такой конкуренции будет убрана тотально. Даже в том кастрированном виде, что пока еще существует на рынке.
Отдельно я вот прямо вот сейчас напишу о тех миллионах работающих в Европе украинцев, которые отправляют личные посылки своим родным и близким. Это удар им под дых. Тем самым людям, которые заводят в страну миллиарды евро в виде валютных переводов своим семьям. Что в разы превышает суммы кредитов от МВФ и других наших партнеров.
Так что я б не обольщался трусливым отступлением проталкивателей #22EURO: они продолжат попытки форсировать введение ограничений. Что могу об этом сказать? Лавинообразный рост трансграничной дистанционной торговли довольно скоро сметет ограничения и в ЕС. А если и не сметет – я не ожидаю старта зоны свободной торговли с ЕС раньше 2022 года. Вот под конец переходного периода и можно будет начать рассматривать вопрос о #22EURO. Тем более, что в Брюсселе конкретно по этому поводу рук Украине не выкручивают.
Александр Крамаренко,
главред журнала Деньги.Ua