Слушать
Слушать

Что заложено в бюджете на 2018 год: сомнительные цифры и реальные конфликты

15.11.2017

Проект закона о госбюджете на 2018 год прошел первое чтение в Верховной Раде. 260 нардепов одобрили смету на следующий год. Из них только 182 - представители коалиционных Блока Петра Порошенко и Народного фронта. Парламентскому большинству, как и при согласовании бюджета на 2017 год, потребовалась помощь зала. Коалиция ее получила из привычных источников: Радикальная партия дала 15 голосов, фракция "Видродження" - 25, фракция "Воля народу" - 16, внефракционные нардепы - 21, "Самопомич" - 1.

Сценарий согласования главной сметы страны вызывает дежавю. Приблизительно те же сроки, что и в прошлом году, те же фракции и нардепы оказывают поддержку. Но на этом сходство не заканчивается -показатели тоже похожи на прошлогодние.

Правительство заложило на следующий год такие цифры: рост ВВП - 3% (аналогичный рост Кабмин закладывал в проект бюджета и на 2017 год), инфляция - 7% (против 8,1% в 2017 г.), курс - 30,1 грн за доллар (27,2 грн), дефицит - 2,4% ВВП (3%), минимальная зарплата - 3723 грн (3200 грн), безработица - 9,1% (8,6%).

Однако премьер-министр Владимир Гройсман назвал главную смету страны на 2018 год "бюджетом экономического роста", а следующий год - "годом нашего экономического успеха". На чем же основан этот оптимизм?

Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины:

- Структурно проект бюджета на 2018 год, то есть структура доходов, расходов, соотношение между центральным и местными бюджетами, ничем не отличается от бюджета на этот год. Так же, как от прошлогоднего и т.д. существенных изменений бюджет не несет, но есть несколько экономических мин, которые будут поочередно взрываться. Первая - нереальная статья доходов от приватизации в 22,5 млрд грн, которая почти в полном объеме перейдет в реальный дефицит бюджета. То есть в течение года этому или следующему правительству придется в срочном порядке искать деньги, чтобы покрывать эту дыру. Вторая - нереальный показатель инфляции в 7%. Поскольку в самом проекте бюджета правительство предусматривает дальнейшую искусственную девальвацию гривны до 30,1, это еще 16% девальвации по сравнению с нынешним рыночным курсом. Если гривна девальвирует на 16%, то инфляция в 7% никак не впишется.

Проект ярко демонстрирует, каковы источники повышения социальных выплат, зарплат и пенсий. Первый - инфляционный эффект, для чего и будут девальвировать гривну. Второй - увеличение госдолга еще на 231 млрд грн. Ничего не меняя, правительство идет самым легким путем и перекладывает проблемы на следующие поколения.

Основные исправления будут касаться лоббистских интересов в расходной части. Компромисс в торгах - это основная работа, которая будет идти во время подготовки ко второму чтению.

Олег Устенко, исполнительный директор Фонда Блейзера:

- Я не вижу причин говорить, что это бюджет прорыва. Там есть масса проблем, и я считаю, что его серьезно изменят. Ряд параметров остается подвижным, неопределенным. Прежде всего, это глобальные макроэкономические параметры. Серьезным риском для роста ВВП в 3% остаются возможные вводные по разрыву дипломатических отношений с Россией и сокращение наших экспортных поставок на ее территорию. Это может больно ударить по экспорту и экономике. Удар может быть чуть ли не в 5% ВВП. Тогда не будем говорить о росте, а будем говорить о падении.

Серьезным дисбалансирующим фактором может быть изменение ситуации на внешних рынках, на которых работает Украина: зерно, металл, химия. Это тоже не гарантирует рост 3%.

Серьезный фактор - поведение местных инвесторов. Одними из главных причин слабого, но все же роста экономики являются относительно неплохая ситуация на внешних рынках и то, что внутренние инвесторы понемногу тратят свои деньги на бизнес в Украине. Учитывая, что наша экономика относительно небольшая - меньше 100 млрд долл. в год, даже незначительная инвестиция в 1 млрд долл. может изменить ситуацию. Фактором неопределенности является приток прямых иностранных инвестиций в следующем году. Уровень инфляции может быть выше, по аналогии с этим годом, когда прогнозировались 8%, а по факту получим от 13% до 16%.

Возникает вопрос: что же будет с дефицитом? Тот дефицит, который предусмотрен в районе 70 млрд, более 2% ВВП - это вроде бы небольшая цифра для развитых стран, но для Украины это много. С учетом того, что у нас и долга-то много. Суммарный внутренний и внешний уже превышает 80% ВВП. Прибавьте сюда 5% ВВП, которые мы тратим на обслуживание долга, только на выплату процентов. Поэтому дефицит бюджета всего в 3 млрд долл. может оказаться для нас просто неподъемной величиной.

Теперь представьте, что ко всему этому могут сработать негативные факторы по доходной части бюджета. В условиях активной подготовки к выборам, политическая элита будет искать дополнительные источники поступлений. Сразу попытаются традиционно увеличить акцизы на табак, алкоголь, бензин, совершенно игнорируя риски в среднесрочной перспективе - снижение потребления этих товаров.

Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:

- Проект утвержден в первом чтении, и теперь начинается самое интересное - обсуждение правок и "хотелок" в Бюджетном комитете ВР. После первичного информационного вброса - параметров, макроэкономических показателей - то есть пиар-контента, начинается реальный дележ.

Конфликтов вокруг бюджета хватает. Первый тип конфликта - между членами коалиции - "Народным фронтом" и БПП - в части финансирования военно-промышленного комплекса, субвенций тем или иным регионам и аграрной субвенции. Второй тип конфликта - между списочниками и мажоритарщиками. Мажоритарщики пытаются выдавить больше финансирования на свои округа, тем более что 2018 год - год предизбирательный. То есть бюджет будет лучшей агиткой для власти. Третий тип конфликта - отраслевой, между разными группами влияния и лоббистами. Особенно ярко он прослеживается в топливно-энергетическом комплексе, аграрном секторе. Четвертый тип конфликта - между центральными и региональными элитами в части налогообложения: сколько останется на местах, сколько уйдет в центр.

Хотя бюджетный процесс происходит вовремя, он не был простым. Документ уже возвращали из парламента правительству, вокруг него уже была целая череда конфликтов. Я думаю, что принятие будет непростым и не стоит его ожидать ранее середины декабря.

Анна Гончаренко

Loading...