Слушать
Слушать

Чистый коктейль из зрады и перемоги - что не так с пенсионной реформой

06.10.2017

Почему все недовольны реформой, но другой ее быть и не могло.


Начнем не с принятого 3 октября 2017 года закона о пенсионной реформе (точнее - с двух законов, но о деталях чуть ниже). Начнем с условий, которые заставляют эту реформу проводить.

В Украине с 12 млн пенсионеров и 26 млн граждан в возрасте от 18 до 60 лет. Но Единый социальный взнос (и, соответственно, отчисления в Пенсионный фонд) платят 12 миллионов человек. Причем за 1,5 млн человек это делает само государство - то есть те самые налогоплательщики, только через госбюджет.

Грубо - на одного платящего ЕСВ приходится четко по одному пенсионеру. Это означает, что с каждой тысячи гривен, которые работающие получают в виде зарплат, на пенсии может идти не более 175 грн. Такая арифметика потому, что с ЕСВ не все собранные деньги идут в Пенсионный фонд, а только 85%, то есть примерно 17,5%. Это много? Давайте посчитаем - за июнь - август в среднем получалось по стране что-то около 7340 грн на человека. То есть за счет ЕСВ Пенсионный фонд никак не мог платить больше 1285. Но платил больше и намного. За счет того, что примерно наполовину пенсии финансируются за счет прямых субсидий Пенсионному фонду из госбюджета.

В 2017 году - около 142,586 млрд грн запланировано. На 2018 год - чуть меньше: 141,078 млрд грн. Так как ожидается снижение дефицита Пенсионного фонда. Правительство категорически не хочет признаваться самому себе в том, что при таких условиях тупо невозможно свести баланс Пенсионного фонда только за счет начислений единого социального взноса. Даже если отсечь всех работавших за зарплату в "конверте", даже если отсечь всех заробитчан, работавших за рубежом. Даже если лишить мегапенсий всех, кто их сейчас непонятно почему получает. Да, ходит легенда, что на спецпенсии (те, которые по 10-20-30 и более тысяч гривен) идут считанные проценты расходов Пенсионного фонда. Но это вранье. Так как адекватного аудита Пенсионного фонда не проводилось, а верификация получателей саботировалась.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: День рождения гривны: как она прожила 21 год и сколько проживет еще?

Тем не менее правительство запустило свою пенсионную реформу. Основные ее принципы, судя по принятому документу, таковы - и это чистый коктейль из #зрада и #перемога. Основная идея состоит в том, чтобы жестко увязать право на пенсии и их размер с наличием предельно высокого пенсионного стажа. Кто в эту вилку не проходит - будет получать социальную помощь в минимальных размерах.

Вот основные пункты реформы и комментарии к ним:

  • Пересчитываются (осовремениваются пенсии тем, кто закончил трудовую деятельность давно и потому имеет низкие пенсии - их съела инфляция). И это позитивно.
  • Но делается это за счет тех, кто будет выходить на пенсии потом - применявшийся до сих пор для расчета размера пенсий коэффициент 1,35 заменяется на 1,0.
  • Неявно отсекается от трудовых пенсий та часть населения, которая не платила в Пенсионный фонд длительное время. Вот это повышение длительности требуемого пенсионного стажа, сдвигание сроков выхода на пенсию для имеющих недостаточный стаж - это фактически дискриминация всех тех, кто не платил ЕСВ по разным причинам. Например, заробитчан, работавших за наличные без официального трудоустройства. К 2028 году минимальный необходимый стаж будет составлять аж 35 лет. Это по факту означает выход на пенсию после 60 не только мужчинам, но и женщинам. В 2018 году смогут в 60 лет выходить на пенсию только те, кто имеет минимум 25 лет стажа. Если от 16 до 25 - в 63 года. Если от 15 до 16 лет - в 65 лет. Впоследствии размеры этих лимитов будут постепенно подниматься на 12 месяцев ежегодно. К 2028 году минимальный необходимый стаж будет составлять аж 35 лет.
  • Сохранили право на пенсионный стаж предприниматели - если платят единый налог или ЕСВ как таковой.
  • Сохранили право на пенсионный стаж те, кто учится в вузах - но не все, а только те, кто на госбюджете. Несправедливо? Еще как! Люди избавляют бюджет от обязанности оплатить высшее образование, а их лишают пенсионного стажа. Но у правительства простая логика - за студентов-бюджетников государство платит ЕСВ, а за контрактников - нет.
  • Тем, кто до 65 лет не успел заработать свои 15 лет стажа, будут получать не пенсию, а социальную помощь. Она будет выплачиваться из местных бюджетов - по этому поводу отдельный закон принят 3 октября. И вот тут порылась жирная собака: в регионах, где высока доля теневой занятости или велико число заробитчан, работающих за границей, у местных бюджетов появятся со временем огромные статьи расходов на такие пособия. И, скажем честно, это закладывает мощную политическую мину на будущее.
  • С 2019 года вводится накопительный обязательный уровень пенсионной системы. Против этого возражали международные финансовые организации, кредитующие Украину. По понятным причинам - на накопительную часть нужно откуда-то брать деньги. Что интересно - накопительная система не затронет тех, кому сейчас 58-59 лет и старше. От них уплата взносов не будет требоваться. Законопроект о самой накопительной системе не приняли вместе с основным законом о пенсионной реформе. Но тот законопроект, что лежит в Раде, предусматривает уплату 2% фонда оплаты труда в пользу накопительной системы в первый год и затем добавление по одному проценту к этой ставке - пока она не достигнет 7%. Вице-премьер Павел Розенко клялся 4 октября, что дополнительной налоговой нагрузки в связи с этим не возникнет. Что якобы резервы найдут за счет военного сбора и подоходного. Но я, откровенно говоря, в эту перспективу верю слабо. Во-первых, отщипнуть от подоходного - подкосить местные бюджеты, на которые перекладывают все больше и больше социальных расходов. Во-вторых, война, увы, вряд ли закончится в обозримом будущем, и на размер военного сбора всего 1,5% - там особо не разгуляешься. Так что высока вероятность того, что на накопительную часть таки придумают новый налог/сбор/взнос (нужное подчеркнуть).

Можно еще много писать о новой конструкции украинской пенсионной системы. Но суть проблемы в том, что решить ее за счет только налогов на трудовые доходы граждан просто невозможно в украинских условиях. Нужны какие-то другие дополнительные источники. Какие? Вариантов много - рента на добычу полезных ископаемых, на эксплуатацию сельхозземель, акцизный сбор, и т.п. В любом случае, увеличение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в принципе не может решить проблему, если в стране ВВП на душу меньше 2,5 тыс. долларов в год, а число работающих равно числу получающих пенсии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Обменные пункты выходят из тени: как это скажется на курсе валют?

Есть довольно опасная иллюзия, что проблему можно решить путем административных мер по детенизации зарплат. Но опыт 2017 года показал, что это оборачивается ускорением инфляции и уничтожением занятости (по части занятости статистика врет - там не рост числа рабочих мест, а их выведение из тени, реально же их число сокращается).

Кстати, не исключено, что закон может быть и не подписан президентом ввиду противоречий документа с обязательствами Украины перед внешними кредиторами. Но это уже будет следующей историей.

Ну и напоследок немного математики - нехитрый расчет показывает, что солидарная система не может в принципе быть эффективной (даже при благоприятном соотношении числа работающих и получающих пенсии), если в стране имеется высокая инфляция. А при уровнях инфляции от 7-8% годовых и выше уже есть вопрос даже в отношении накопительной части - так как накопления будут просто съедаться инфляцией и девальвацией быстрее, чем будут восстанавливаться за счет дохода от инвестирования.

В общем, пенсионная реформа только началась. Версия 1.0 выглядит довольно коряво. И напоследок универсальная рекомендация - даже если вам нет 40 лет, ходите на выборы. Тогда политики начнут учитывать и ваши интересы тоже. Пока что для этого у них нет никаких стимулов.

Александр Крамаренко

Главред журнала "Деньги.UA"

Подписывайся на канал NewsONE в Youtube. Смотри первым самые важные новости.
Loading...