Прямой эфир

Три проблемы украинской экономики

Размещено: 08.10.2020
Теневая занятость. Фото: ukrinform.ru
С учетом уже сформированного анамнеза болезни украинской экономики можно сделать несколько базовых выводов.
 
1. Пенсионный фонд уже не в состоянии выплачивать пенсии в рамках солидарной системы. Государство ежегодно дотирует ПФУ на сумму в 170-190 млрд грн с учетом целевого трансфера и непогашенных казначейских ссуд. Рано или поздно правительству придется сделать единый правильный выбор - ликвидировать ПФУ как отдельную структуру и начать выплачивать пенсии напрямую из государственного бюджета, находя для этого необходимые финансовые источники: экспортные и импортные пошлины, ренту за использование водных ресурсов и недр, акцизы, инфраструктурные доходы и т.д. Это позволит сэкономить средства, выделяемые ныне на административные расходы ПФУ, и навсегда снимет с повестки дня мантру о банкротстве пенсионной системы, которая априори стала банкротом в тот момент, когда демографическая пирамида перевернулась и мы перешли к гибридному третьему демографическому переходу (гибридный, потому что на фоне низкой рождаемости у нас пока нет низкой смертности как в развитых странах).
 
2. Ключевая проблема нашей пенсионной системы - это теневой рынок труда и высокие ставки налогов на труд, которые и загоняют работодателей в тень. По этой же причине формируется и ассиметричная модель нашей экономики, блокирующая и ее развитие, и приток инвестиций. Ни одна страна в мире не проводила успешный запуск накопительных пенсионных систем в условиях высокого удельного веса теневых зарплат, ведь это сужает финансовую базу (одно дело собирать взносы с 1,5 трлн грн и совсем другое - с 2,5 трлн грн). Эту трудовую модель необходимо перезагрузить и начать с чистого листа, снизив кумулятивное налогообложения труда с нынешних 41,5% до размера теневых транзакций на выплату конвертов (сейчас примерно 10%), когда теневая зарплата станет попросту экономически невыгодна прежде всего для работодателя.
 
3. Для введения накопительной пенсионной системы нужны надежные активы для инвестирования длинных денег ее участников и институциональная готовность государства и финансового рынка. Кроме того, накопительную систему не вводят в кризис, ведь это все равно усиление фискального давления на бизнес на 2-3%. Кроме того, для негосударственных пенсионных фондов нужны надежные активы, защищенные от инфляции и девальвации, с растущей капитализацией, а где их взять в период падения экономики? По сути, Украине предлагают сейчас два варианта запуска накопительной системы: вкладывать либо в ОВГЗ, либо в иностранные ценные бумаги.
 
В первом случае - риск того, что государство наложит лапу на эти сбережения. Во втором - постоянный отток капитала из страны и инвестирование длинных денег в чужие экономики. Кроме того, НБУ только сейчас проходит этап регулятивной реформы "сплит", получая контроль за рынком небанковских финансовых услуг, при этом часть контрольных функций будет оставаться за комиссией по ценным бумагам. В такой мутной воде хорошо ловить рыбу, но не запускать накопительную пенсионную систему. Не готовы к ней и наши рынки капитала.
 
К сожалению, Украина почти упустила уникальный исторический шанс объединить две реформы: земельную и пенсионную. Мы об этом неоднократно писали: необходимо предоставить национальным негосударственным пенсионным фондам эксклюзивное право на покупку земель сельскохозяйственного назначения.
 
В таком случае НПФ получили бы актив, который нельзя украсть и вывести из страны, при этом актив с растущей капитализацией и захеджированный от инфляции и девальвации, а участники системы получили бы возможность накапливать на старость, инвестируя в украинский чернозем.
 
Самый надежный финансовый ресурс - земельная рента -  стала бы источником дополнительных пенсий для украинцев. И эта рента оставалась бы в стране. А земельный рынок получал бы каждый год примерно 2 млрд долл. в виде длинных денег. Но нынешняя власть решила отдать нашу земельную ренту американским и европейским пенсионерам, предоставив эксклюзив иностранным банкам.
 
Все нынешние потуги с запуском накопительной пенсионной системы связаны лишь с одним. У нас правят бал рентоориентированные политические элиты, которые зарабатывают на контроле за ресурсами, бюджетом и финансовыми потоками. И сама экономика у нас потоковая.
 
Но в кризис финансовые потоки, с которых стригли шерсть, обмелели, а часть вообще исчезла. Стричь с них деньги, как со свиньи: визгу в передачах расследователей много, а толку мало. Нужно создавать новый финансовый поток, и накопительная пенсионная система с ее 50 млрд грн в год тут как нельзя кстати.
 
Тем более что планируется создать государственный орган, аккредитовывающий нужные НПФ и отключающий от системы ненужные. Занятно выходит, когда реформу проводят те власть имущие, которые уже завтра планируют зарабатывать на ней. Ведь дополнительный взнос в 2-3% в обязательную накопительную пенсионную систему вроде и не много (хотя откуда же тогда возьмется обещанный Шмыгалем самостоятельно накопленный доход на старость?), но тут, как в известном правиле, адаптированном в нашей политической системе: с миру по нитке, богатому новая рубашка бриони…
 
Алексей Кущ

Источник: Facebook

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.

Загрузка...