Стоит ли помогать ребенку делать домашние задания?

Размещено: 17.10.2017
Стоит ли помогать ребенку делать домашние задания?

Первый класс и дальнейшая учеба могут стать персональным адом не только для ребенка, но и для родителя, которому часто приходится буквально снова учиться в школе. Ребенок приносит домой бесчисленные домашние задания и несколько часов вечера (а чаще всего это именно вечер) тратится на то, чтобы все сделать ПРАВИЛЬНО.

Самое забавное, что оба: и ребенок, и родитель, достаточно часто не хотят в этот момент сидеть над уроками. А значит - оба уже настроены негативно. Родитель злится на ребенка, что он "тупит!", а ребенок "тупит", потому что в этот момент его мозг уже не может ничего сообразить. И чем больше давление, тем больше сопротивление. И некоторые волшебные вечера превращаются в триллер, где родитель, со злобно вращающимися глазами и красным (или бледным, или потным, и в пятнах) лицом шипит (орет, плачет, бегает по комнате с истерикой) в ответ. В итоге - у обоих уже есть, зачем ходить к психотерапевту. Можно ли избежать данной ситуации?

А если не делать с ребенком задания, то ты плохой (ая)?

На самом деле, ребенок ДЕЙСТВИТЕЛЬНО должен делать уроки сам. Сам делать ошибки, сам нести ответственность за свои действия. И если он вдруг не сделал уроки "на завтра", то это только его проблемы. Попахивает "игнором"? Нет. Это называется границы ответственности.

Чувство "игнора" возникнет у ребенка в тот момент, когда он подойдет к вам, а вы ему ответите: "не сейчас" и "сейчас" не наступит. Никто не запрещает ребенку просить о помощи, и никто не запрещает вам сказать о времени помощи. Но важно ее оказать. ВОВРЕМЯ. И в адекватной мере. Что это значит? Это означает, что вы не лезете дальше: "так, а что у тебя еще там не сделано, так, давай, раз уж я тут, сейчас все порешаем". Чувствуете? Хоп - вот вы ее забрали. Ответственность.

Границы ответственности

Вся сложность в том, чтобы правильно находить границу. Верить в то, что ваш ребенок молодец, и догадается, как решить задание. Верить, что если он ошибется - это не страшно. И верить, что ему нужна кратковременная опора в задании, а не "костыль". Когда вы делаете ВМЕСТО ребенка задание, вы, грубо говоря, превращаетесь в "костыль" и демонстрируете ему, что он без вас никак "ходить" не сможет.

Так нужно ли помогать?
- да, если попросит

Можно ли спрашивать о сделанных уроках?
- один раз в день. История с постоянным переспрашиванием: "а ты уроки сделал(а)" приводит к тому, что БАЦ – и ответственность ваша. Вы снова в школе. Сами виноваты.

А если учительница говорит, что надо делать уроки вместе?

А если она скажет купить ей машину? Не впадайте в состояние жертвы. Вы не жертва школы. Не жертва своего ребенка. Не жертва системы. Ваш ребенок должен научиться чему-то новому. И вы тоже. Он научится находить выход из ситуации благодаря собственным решениям. Станет сильным благодаря собственному опыту, раскроет талант благодаря собственному пути. Как он это найдет, если вы все время будете говорить ему, что делать?

И, напоследок, задайте себе вопрос: почему вы с ним сидите все время? Может, дело не в нем? Может, вы боитесь, что у него будут плохие оценки, а вам скажут, что вы ПЛОХАЯ МАТЬ или ПЛОХОЙ ОТЕЦ? Может, вы не верите в своего ребенка? Тогда это совершенно другая история. А с ребенком вашим все хорошо.

Психолог Ольга Голубицкая