Процедура импичмента - миф или скорая реальность?

Размещено: 08.07.2019
Процедура импичмента - миф или скорая реальность? Григорий Мамка

Автор: Григорий Мамка, заслуженный юрист Украины

Похоже, что Украина входит в очередной законодательный клинч. И касается он темы импичмента президента. Без преувеличения следует сказать, что процедура импичмента - один из самых мощных в государственном управлении инструмент контроля за президентской ветвью власти. Поэтому чем более четче и однозначно будет сформулирована его процедура - тем меньше возможностей его использовать в чьих-либо политических играх. 

Итак, что сейчас происходит. Когда политики в период предвыборных кампаний утверждают, что у нас нет процедуры импичмента - они откровенно врут. Она не регламентирована до конца. Однако процедура импичмента в общих чертах упоминается в статье 111 Конституции Украины и более детально в законе о регламенте Верховной Рады. Однако для этой процедуры не хватало отдельного практического элемента - алгоритма создания и работы временных следственных комиссий. Ранее в Украине существовал закон "О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины". Впрочем, 10 сентября 2009 года он был признан неконституционным. Другого закона принято так и не было, потому что элементарно отсутствовала  политическая воля. 

Теперь этот закон есть. Почти.  Дело в том, что его приняла Верховная Рада и передала на подпись президенту. В законе указывается, что специальная временная следственная комиссия Верховной Рады Украины - коллегиальный временный орган парламента, в который могут входить нардепы, спецпрокурор и спецследователи. Задачей комиссии, в частности, является проведение расследования обстоятельств совершения президентом Украины государственной измены или иного преступления, изложенных в подписанном большинством народных депутатов от конституционного состава ВРУ представлении об инициировании вопроса об устранении главы государства с поста в порядке импичмента.Комиссия будет иметь доступ к любым документам любых должностных лиц, в том числе, к тайным.

Что касается данного закона - Президент должен был рассмотреть его  в течении законных 15 дней и либо наложить вето, либо подписать. Но срок уже истек - а от президента не последовало никакого ответа. Лишь СМИ в качестве инсайдов указывают, что у президента склоняются к вето.

И тут возникает вопрос - а какая же действительно позиция у президента. Мы все помним, что Владимир Зеленский обещал, что первым законопроектом, который он внесет в парламент, будет законопроект об импичменте президента. И законопроект от президента все же был подан. В нем глава государства  предлагает установить, что процедуру импичмента могут запустить 226 народных депутатов, собрав подписи. Затем, создадут временную следственную комиссию из парламентариев, специально назначенных прокурора и следователей. Она предоставит парламенту свои выводы, после чего депутаты должны поддержать или не поддержать обвинение.

Следующий этап - законность претензий оценят в Конституционном и Верховном судах. И только если их решения будут положительными, вопрос снова вернется в Раду, где его должны поддержать более 2/3 нардепов. 

По сути - это переписывание  уже ранее зафиксированных норм в Конституции и Регламенте ВРУ. Процедура как была громоздкой и трудно реализуемой - так и осталась. 

Итак, что же мы наблюдаем с обеих сторон - парламента и президента? Имитацию бурной деятельности в старых традициях украинской политики. Наверно нет в Украине такого политика, который хотя бы раз не говорил или не манипулировал в предвыборный период необходимостью процедуры импичмента и снятия неприкосновенности депутатов. На этом объективно пытались пиариться многие кандидаты в президенты, эту же «затертую карту» сейчас пытаются использовать противоборствующие лагеря на парламентских выборах.   Для неискушенного избирателя будет вполне достаточным, что президент внес подобный проект закона. И совершенно никто не хочет разобраться в вопросе, а изменится хоть что то по сути на практике? 

Думаю, что к вопросу законодательной регламентации процедуры импичмента парламент 9-го созыва еще вернется неоднократно. И в эффективности законодательной работы в этом направлении должна быть заинтересована именно оппозиция.  Равно как и необходимо будет вернуться к закону о временных следственных комиссиях, если информация о нынешнем вето президента окажется действительно правдивой. Потому что в первую очередь, если абстрагироваться от импичмента, временные следственные или временные специальные комиссии существуют для того, чтобы быстро реагировать на резонансные вещи. Провластное большинство никогда не будет заинтересована в том, чтобы беспристрастно заниматься расследованием,  поэтому именно ВСК должны стать действенным демократическим инструментом в руках оппозиции.


Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.