Прямой эфир

Прокурора-взяточника отпустили под смешной залог: Вместо борьбы с коррупцией власть создает ее видимость

  • Telegram
Размещено: 09.06.2020
Прокурор-взяточник. Фото: 112.ua

Представьте: вы - обыкновенный прокурор. У вас с женой на двоих открыто около 20 счетов в банках, а совсем недавно вы разжились новым авто за 2,5 миллиона гривен. Конечно, на зарплату в 28 тысяч гривен в месяц такому человеку не прожить. Поэтому приходится как-то выкручиваться.

Благо, "подработки" есть. Например, потребовать с банка взятку за закрытие уголовного дела, которое вы же сами и открыли. С бонусом в виде последующего "гарантийного обслуживания". Цена вопроса - 100 тысяч долларов, или 2,7 миллиона гривен. Вы прикидываете: столько должно хватить, чтобы покрыть стоимость авто. Еще и жене на мороженное останется.

Эти деньги среднестатистический украинец может отложить за 22 года, если будет питаться солнечным светом. А вы заработаете всего за несколько бессонных ночей. Заманчиво? Да, но опасно. Что, если ГПУ возьмет вас с поличным прямо в помещении банка?

Не беда. Вы живете в Украине и знаете все входы и выходы. Здесь всегда есть возможность выйти под залог. И не за какие-то 3 миллиона гривен. "Для своих" есть акция: родная постель и горячий душ обойдутся вам лишь в 630 тысяч 600 гривен. Плевое дело для человека, который пришел в прокуратуру с лексусом 2015 года, БМВ- 2017, приличным частным домом в Козине, Ролексом и внушительными валютным счетами.

Это не сюжет к новому триллеру, а вполне реальный кейс. Столичного прокурора Святослава Мазурика, которого поймали на взятке в 100 тысяч долларов, тут же отпустили под залог. Спикер департамента стратегических расследований Нацполиции Наталья Калиновская говорила о том, что прокуроры просили у суда держание под стражей без альтернативы. В итоге они предложили суду залог в 11 миллионов гривен, но даже этого не добились.

Более того: прокурор может и вовсе отделаться условным сроком. Его задержали не по коррупционной статье, которая предусматривает от 8 лет тюрьмы с конфискацией имущества, а по покушению на мошенничество в особо крупных размерах. Квалификация связана с тем, что прокурор обещал то, чего на самом деле выполнить не смог бы. По этой статье наказание менее существенно - от 5 лет с конфискацией, и возможно условное наказание.

Вероятно, избегает наказания и шеф Мазурика - замруководителя Киевской местной прокуратуры №6 Владимир Фурман, которого арестовывать вообще не стали.

Случай столичного прокурора далеко не первый. Его экс-коллега Сергей Нечипоренко, которого поймали на горячем еще в 2015 году, все еще избегает наказания. При чем он взял даже больше - 150 тысяч долларов. Журналисты-расследователи говорят, что ему удалось вывести свою дорогую недвижимость и элитный автопарк из-под ареста, записав все на свою жену.  С Ириной Ореховой Нечипоренко развелся через две недели после задержания. Ему вернули загранпаспорт и уменьшили залог в 15 раз.

В сфере мало что изменилось со сменой власти. Закон может запрещать коррупцию, но украинский обычай его предписывает. Назначения прокуроров по распоряжению экс-генпрокурора Рябошапки, на "100% своего человека", оказались неэффективными. Как, впрочем, и сама президентская реформа прокуратуры. Прозрачной работе обвинения не способствовали ни сокращение численности прокуроров на треть, ни реорганизация Тренингового центра, ни рост оклада вплоть до 29 тысяч гривен.

О чем можно говорить, если начальником управления стал харьковчанин Дмитрий Литкевич, который не только до назначения ни дня не проработал в органах прокуратуры, но и косвенно фигурировал в ряде уголовных дел о мошенничестве в особо крупных размерах и об отмывании средств.

Прошла уже вторая "весна", а посадок нет. Различные антикоррупционные ведомства продолжают кивать друг на друга пальцами. Глава ГПУ Ирина Венедиктова обвиняет во всем НАБУ, САП и Высший антикоррупционный суд, а также торжественно отчитывается: ей лично взяток никто не предлагал.

Судебная реформа также трещит по швам. Конституционный Суд признал ряд положений закона о реформе не соответствующими Основному закону, а прозрачность действий самих судей под вопросом.

Решение о залоге в 630 тысяч гривен для Мазурика без объяснения причин приняла скандальная судья Голосеевского суда Александра Колдина, которую должны были уволить еще в 2018 году по рекомендациям Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Она продолжает работать, хоть и не прошла квалификационное оценивание. Это та самая судья, которая частично отменила арест на имущество так называемой "вертолетной площадки Януковича".

Залог - любимое слово судей в коррупционных делах. Экс-заместителя министра по вопросам временно оккупированных территорий Юрия Грымчака отпустили домой, как и бывшего заместителя секретаря СНБО Гладковского. Экс-нардепа Пашинского хоть и арестовали, но вовсе не за коррупцию. Что же касается Петра Порошенко, то наблюдаем лишь многочисленные вызовы на допросы.

Борьба со взяточничеством для нового президента оказалась сложнее, чем в сериале. Возглавить антикоррупционный совет и предлагать украинцам деньги за доносы оказалось мало. Нужно было начинать со своего ближайшего окружения. Но представителей нынешней власти и их родственников хранит неведомая сила. После того, как "слуга народа" Гео Лерос опубликовал видео о якобы переговорах брата главы ОП о кадровых назначениях, никакого разбирательства не началось. Напротив, президент назвал видео "пустым", а под удар попал сам нардеп.

Разве станут прокуроры, глядя на такие подходы к коррупционным скандалам, бояться для себя последствий?

Такими арестами, как поимка "прокурора на 100 тысяч", народу рисуют красивую картинку. Однако большинство граждан понимает, что это фикция. Февральское исследование Киевского международного института социологии показало: 83% граждан считают борьбу президента с коррупцией провальной. Да и в рейтинге борьбы с коррупцией Transparency International Украина занимает 126 место из 180 стран.

Судя по кейсу с Мазуриком, пациент скорее мертв, чем жив. Коррупция продолжает оставаться неотъемлемой частью украинского общества, как канцерогены в легких заядлого курильщика. Бросать вредную привычку он не намерен, и, похоже, никакой айкос в виде текущей антикоррупционной реформы его здоровье уже не спасет.

 
Игорь Вальский

Источник: newsone.ua

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.