Президентский контроль над НАБУ и ГБР: куда идем?

Размещено: 30.09.2019
Президентский контроль над НАБУ и ГБР: куда идем? Народный депутат Украины от "Оппозиционной платформы - За жизнь" Григорий Мамка

Григорий Мамка, народный депутат Украины от "Оппозиционной платформы - За жизнь", замглавы Комитета ВРУ по вопросам правоохранительной деятельности

29 августа 2019 президент Зеленский подал на рассмотрение Верховной Рады Проект Закона №1014  "О внесении изменений в статью 106 Конституции Украины (относительно закрепления полномочий президента Украины образовывать независимые регуляторные органы, НАБУ, назначать на должности и освобождать от должностей директора НАБУ и директора ГБР)". В присущем монобольшинству турборежиме, уже 3 сентября законопроект включили в повестку дня и направили в Конституционный суд Украины. 

Проект предлагает дополнить статью 106 Конституции двумя новыми пунктами: 11-1 и 12-1. Планируется предоставить президенту полномочия образовывать НАБУ в соответствии с законом, назначать на должности и освобождать от должностей в порядке, определенном законами Украины, директора НАБУ и директора ГБР. Многие эксперты, журналисты и юристы оценили законопроект довольно критически, присвоив ему термин "узурпаторский". На мой взгляд обществу часто недостаточно экспертной информации по ключевым законопроектам, которые с бешеной скоростью продуцируются в новой Верховной Раде, чтобы делать самостоятельные и объективные  выводы. Итак, попробуем объяснить, что именно имеем с этой законодательной новеллой от президента: шаг в сторону узурпации власти с его стороны или "оптимизацию полномочий главы государства в сфере образования независимых регуляторных органов" (формулировка из пояснительной записки к законопроекту 1014)?

Напомню, что в октябре 2014 года был принят Закон Украины "О НАБУ", который действительно содержит ряд положений, противоречащих ст. 85 и 106 Конституции Украины в части полномочий президента Украины и Верховной Рады Украины. Этот Закон предусматривает, что Глава НАБУ назначается президентом Украины, а представление кандидатур на эту должность осуществляет конкурсная, в которую входят по три человека от   президента,  Верховной Рады, и Кабинета Министров. Увольнение Директора НАБУ осуществляется президентом по определенным законом оснований, а при наличии некоторых из этих оснований решение об увольнении также может быть принято Верховной Радой по предложению не менее трети народных депутатов Украины от ее конституционного состава. Но все эти президентские полномочия отсутствуют в нынешней редакции статьи 106 Конституции. Итак, если вернуться к законопроекту 1014, то он, на первый взгляд, устраняет противоречие между Конституцией и Законом "О НАБУ"  в части возможности создания НАБУ, назначение директора НАБУ и его увольнения. Но законопроект не содержит позиций, которые бы устраняли другие противоречия относительно полномочий президента делегировать лиц в конкурсную комиссию. Поэтому после принятия законопроекта 1014 станет вопрос, насколько соответствуют Конституции другие положения Закона. Можно прогнозировать несколько вариантов развития событий

- президент начнет снова вносить соответствующие изменения в Конституцию (самый трудоемкий вариант)

-  отдельными  законопроектами будут пытаться изменить логику формирования состава конкурсной комиссии или вообще устранят процедуру конкурсного отбора на должность директора НАБУ как такового.  Соответственно, с учетом предложенной редакции изменений в Конституцию, президент сможет его назначать совершенно единолично. 

Как это повлияет на работу НАБУ - понятно. Хаоса только прибавится.

От всего этого процесса отодвигается Кабмин, хотя по своей правовой природе НАБУ, как и ГБР являются центральными органами исполнительной власти со специальным статусом, которые должны иметь достаточные гарантии независимости и самостоятельности. Следовательно, по логике именно  у правительства должны были быть полномочия, которые предлагается отдать президенту. 

Справедливости ради надо вспомнить, что в прошлом созыве Верховной Рады также были попытки посягнуть на независимость НАБУ и ГБР, но они были куда более робкие. Тогда в законопроекте №7362 от представителей БПП и НФ предлагалось предоставить Верховной Раде право рассматривать вопрос об увольнении руководства НАБУ, САП и ГБР без проведения аудита. Речь шла об усилении роли парламента, а не президента. Но тогда в таком виде законопроект вызвал массу негодования у западных партнеров и разного толка антикоррупционных активистов. Теперь же, шаги президента Зеленского по более стремительному  установлению контроля за этими органами почему-то не вызывают уже таких беспокойств.

Всю вышеописанную ситуацию по НАБУ, в принципе, можно отнести и к ГБР, которое сейчас является также центральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительную деятельность, и соответственно назначаться и освобождаться Директор ГБР должен высшим органом исполнительной власти в Украине - Кабинетом Министров. 10 сентября появляется президентский законопроект № 2116 "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюро расследований" по совершенствованию деятельности Государственного бюро расследований", который уже 19 сентября внесен в повестку дня. Все бы в нем было хорошо, если бы не одно существенное "но". Под шумом действительно нужного расширения полномочий Директора ГБР, вносится почти незаметно изменение - директор Государственного бюро расследований назначаться на должность президентом Украины по представлению конкурсной комиссии. Также предлагается увеличить количество членов Дисциплинарной комиссии до семи человек.

Таким образом, довольно уверенно контроль за НАБУ и ГБР переходит от ВРУ и Кабмина к президенту. И будет это иметь какое-то влияние на повышение их эффективности работы? Понятно, что нет. Это повлияет на их подконтрольность президенту со всеми негативными последствиями для правоохранительной и антикоррупционной системы Украины. Ведь, как известно "власть развращает, а абсолютная власть - развращает окончательно". И возникает довольно риторический вопрос: что способно будет удержать президента от соблазна превратить НАБУ и ГБР на послушные инструменты в охоте на оппонентов?


Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.