От введения пошлин на российское топливо проиграет только Украина

Размещено: 05.02.2020
От введения пошлин на российское топливо проиграет только Украина Украинские предприятия требуют ввести пошлины на российское топливо, фото - news-front.info

Битый повезет небитого?

Закончил ознакомление с 90-страничной жалобой украинских производителей нефтепродуктов, требующих немедленно ввести пошлины на российское дизтопливо и сжиженный газ. Ниже я поделюсь своими соображениями по дизтопливу, а Артем Куюн чуть позже - по сжиженному газу.

Кто лоббирует и какие шансы?

Если пытаться анализировать жалобу по сути, то шансов нет. Документ составлен спустя в рукава и содержит массу противоречий. Например, если "Укртатнафта" пишет про убытки, то "Укргаздобыча" про рентабельность 70-80%...

Судя по всему, ставка делается на массу, на вес. Команда сколочена мощная. Игорь Коломойский ("Укрнафта", "Укртатнафта") и НАК "Нафтогаз Украины". Есть в этой команде и менее заметные, но от этого не менее влиятельные игроки. Прежде всего, это азербайджанский "Сокар", который в отраслевых кругах уже дал понять о своей поддержке пошлин. Интерес бакинцев очевиден - увеличение поставок нефти в Кременчуг, а также наращивание поставок готовых нефтепродуктов через азербайджанских трейдеров по морю и по суше. О влиятельности "Сокара" красноречиво сказал недавний прием на высшем уровне, когда глава ОП Богдан лично провез дорогих гостей по самым "сладким" активам. (И это мы не вспоминаем о шаурме!). Большим компаниям нужны большие деньги, куш на кону достойный. Так что оцените сами, есть шансы или нет.

По сути жалобы

1. Основной довод - российские экспортеры демпингуют и душат украинских производителей. Делают они это благодаря государственной поддержке, если бы ее не было, цены на экспорт были бы выше и наши заводы зарабатывали бы больше.
Это - абсолютная ерунда. Россия продает свое ресурсы по мировым ценам. Кроме того, за соответствие цен рыночным следит российская таможня (точно так же, как и украинская). Есть помощь российским НПЗ от правительства или нет, экспортная цена от этого не изменится. Скажу больше, все поставщики всех энергоресурсов, включая российских, получают за свой товар в Украине наилучшую цену. Вся проблема в нашей энергозависимости. И это касается не только нефтепродуктов. Вы сразу получите надбавку, как только заикнетесь об Украине на европейском газовом рынке. Авиакеросин мы покупаем с премией $50-60/т (спросите у любой авиакомпании). Соответственно, внутренний производитель находится не в дискриминационных, а, наоборот, в максимально выгодных условиях, так как получает отличную цену с премией за счет лучшей логистики. Желание украинских НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы) понятно: они хотят получать еще больше.

2. Украина остро зависит от российского импорта дизтоплива - его доля в импорте в первом полугодии 2019 года составила 47%.
По итогам 2019 года доля российского импорта ДТ (дизельное топливо) на рынке в целом составила 36%, хотя в 2018 году была 42%. По нашим оценкам, примерно треть сохранится за российскими поставками и в 2020 году. Называть такую долю критичной - явное преувеличение. Даже в случае какого-либо сбоя этот объем всегда можно заместить из других источников.
Отмечу, что снижение произошло вследствие введения с 1 августа спецпошлины на трубопроводные поставки ДТ из РФ. Поставки по трубе не уменьшились, они просто прекратились. И это 3,75%, а пошлина 8,46%, которую "для начала" просят НПЗ, полностью закроет 30%-ный канал снабжения рынка, создав давление на оставшиеся источники со всеми вытекающими отсюда ценовыми последствиями.

3. Цены не вырастут, говорят украинские производители.
Пошлины для того и вводятся, чтобы снизить конкуренцию и дать внутреннему производителю поднять цены на свой товар и/или нарастить реализацию. Иначе в них просто нет смысла. Спрос на украинское дизтопливо и сжиженный газ огромный, объемов не хватает, соответственно цель одна - поднять цену.
Рассмотрим свежий пример. Упомянутая спецпошлина на "трубу" вывела ее из игры и контракты на 2020 год выросли у всех без исключения поставщиков - и белорусов, и литовцев, и русских. А поскольку внутренние производители выставляют цены в жесткой привязке к импортному паритету - повысили и они. Из-за спроса и возросших цен на рынке в Украину начал проходить самый дорогой ресурс - морской.
Еще пример. После запрета импорта российских удобрений в 2018 году цены у внутренних производителей и на альтернативные импортные поставки резко выросли и сегодня превышают мировые в полтора раза. Так, NPK (удобрения - вещества для питания растений и повышения плодородия почв, - ред.) на мировом рынке сегодня стоит $220/т, в Украине – $330. Когда на рынке был российский продукт, цена была близка к мировой. Аналогичная ситуация по остальным удобрениям. Это привело к монополизации рынка внутренними производителями, которые сегодня добивают трейдеров, ранее изыскивающих товар и лучшую цену по всему миру.

Производители просят немедленно ввести пошлину на этот год в огромном по меркам данной отрасли размере - 8,46%. Это порядка /т ДТ и /т (с НДС), или около 1,1 грн и 0,55 грн/л на литре ДТ и пропан-бутана. И это исходя из текущих минимальных цен на мировом рынке. Но даже при таких ценах суммарная переплата составил 11,5 млрд грн в год. Это плюс к тарифам на пассажирские и грузовые перевозки, минус - к конкурентоспособности украинской промышленности и платежеспособности населения. Как видим, к росту расходов на удобрения аграриям прибавится еще рост цен на топливо.

4. Украинские НПЗ нарастят переработку и обеспечат спрос.
В жалобе "Укртатнафта" пишет, что может нарастить переработку до 5 млн т нефти (в 2019 году около 2,3 млн т). Это позволит увеличить выпуск ДТ вдвое - до 1,5-1,7 млн т. И будет у отечественного производителя не 10%, а 20-25% рынка. Но 75-80% все равно придется завозить. И этот импорт - более конкурентоспособный, чем Кременчуг. В частности, Беларусь в новой конфигурации получит 60%. А, может, и больше, ведь республика сможет импортировать дешевое дизтопливо из РФ (например, те же "украинские" объемы), замещать им внутренний спрос, а свой продукт продавать нам. Из российской же нефти. И с новой наценкой. И вот это действительно будет существенный перекос в снабжении рынка. Как бы не пришлось вводить пошлины на Беларусь? Или это следующий этап?

Итак, итоги: цена для частных и промпотребителей вырастет, появится действительно доминирующий поставщик, и это - не украинские НПЗ, которые получат от этого пирога скромную дольку. Кто проиграл, Россия? Свой продукт они продадут по рыночной цене, спрос в Европе фактически неограничен. В одной Польше годовой дефицит около 6 млн т, поэтому "наши" 2 млн т растворятся там незаметно. Все останутся при своих и даже заработают, а проиграет Украина, которая останется наедине с монополистом и высокими ценами на топливо.

График: facebook.com/SergeyKuyun

Но это совсем не значит, что нашим заводам не нужно помогать. Просто необходимо найти компромиссные варианты, когда решать проблемы будут все, а не только рынок и потребители. Но об этом поговорим в следующий раз.

Сергей Куюн - экономист, директор ООО "Консалтинговая группа А-95".

Источник: Facebook


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.