Объединение министерств: вместо нового эффективного, получили раздутое и неэффективное

Размещено: 13.02.2020
Объединение министерств: вместо нового эффективного, получили раздутое и неэффективное Министерство аграрной политики, фото - zik.ua

На уровне Комитета по вопросам экономического развития инициировано создание нового министерства - промышленности. Почему я поддерживаю данную инициативу?

Очень большой ошибкой было объединение Министерства экономики и аграрной политики. Вместо нового эффективного министерства, получили раздутое неэффективное министерство с уклоном на агро. И сейчас на уровне Министерства экономики занимаются приватизацией, дерегуляцией, рынком земли. Чем угодно, но не промышленностью. Сейчас в Украине остро не хватает адвоката промышленного и инновационного развития. МЭРТ с этим вопросом не справляется.

Так быть не должно. В Украине нужен сильный адвокат своей экономики и в первую очередь интересов страны. Этот адвокат должен преследовать в первую очередь принципы "realpolitik”, то есть отказаться от любой идеологии, а вместо этого использовать самые эффективные и прагматичные методы для достижения цели превращения Украины в сильное государство.

Что на мой взгляд нужно сделать для этого?

Первое. Инвентаризация промышленности. Нужно выделить компании и сегменты промышленности, которые еще сохранили потенциал для развития. Провести глубокий всесторонний анализ этих сегментов, причин их упадка, возможных методов изменения текущего положения и какую роль в этом должно играть государство. На самом деле, здесь нужно четко разграничить роль государства. Государство не должно вести бизнес и не должно вмешиваться в его деятельность. Оно должно создать условия, а так же помогать бизнесу. Также нужно признать, что многие компании сильно застряли в прошлом или не желают что-то менять. Потому государство методом кнута и пряника должно их стимулировать к развитию, хотя это тоже должно носить характер политики развития, а не разрушения.

Второе. Нужно выделить ряд приоритетных направлений, где государство потеряло или никогда не имело своих возможностей для развития. Создать лонг-лист крупных международных компаний, работающих в этом сегменте. Далее должна быть приведена работа по возможным, доступным на данный момент инвесторам, желающим открыть новое производство или готовым изменить место дислокации. Это может быть также переманивание компаний из других стран, в т.ч. наших соседей. Для этого нужно оценить все известные и доступные методы привлечения инвесторов, а также найти способы реализации этих методов.

Третье. Выделить отдельно стратегические отрасли или компании. Стратегические - это отдельные отрасли, где государство имеет собственное наличие технологий и знаний. Различие с приоритетными должно состоять в том, что инвесторов можно приглашать в приоритетные отрасли, но ограничивать их участие и роль в стратегических, где есть угроза потери технологий и знаний. И в этих отраслях государство должно усилить роль своей помощи, так как оно само должно быть заинтересовано в его сохранении.

Четвертое. Накопленные знания и опыт это мощнейший инструмент для технологического рывка. Для этого нужно провести инвентаризацию уцелевшей научной базы и архивов. Анализ и поиск возможных способов коммерциализации данных ресурсов. Если кто скажет, что технологии устарели, то хочу напомнить, что технологии тач-скрин были придуманы еще в 50-ых годах, а электромобили в конце 19-го ст. Параллельно с этим должна быть проведена своя работа по налаживанию связей с научными сотрудниками, выехавшими за рубеж и работающими в научных институтах или R&D подразделениях компаний развитых стран. Поиск способов возвращения их сейчас или в будущем, предложив конкурентные условия. В этом плане у Украины больше возможностей, чем было в свое время в Японии, Китае или Корее. Им приходилось воровать. Мы же можем использовать то, что у нас есть.

Пятое. Анализ всех известных методов защиты и поддержки собственного производителя, а также индивидуальный подход к внедрению этих методов в каждом отдельном сегменте. Подгонка этих методов к существующим соглашениям с другими странами. Использование креативного подхода в видоизменении этих методов, чтобы они отвечали нашим интересам, но по необходимости выступали контраргументами в спорах с другими государствами. Все торговые соглашения должны подписываться с учетом интересов всех приоритетных и стратегических отраслей.

Шестое. Финансовая система. Вероятно самое важное. Разработка новых инструментов кредитования и финансирования бизнеса. Немедленный запуск ЭКА. Создание банка развития. Поиск возможных способов удешевления стоимости кредитных средств, при этом это не должно превращаться в популизм "вроде снижения учетной ставки". В развитых странах всегда было понятие множественности процентных ставок. Эти методы нужно и нам применять. Для этого нужно найти источники как за рубежом, так и внутри страны. При необходимости пересмотреть концепцию государственного кредитования. Отход от краткосрочных целей и поиск долгосрочных. Пересмотр концепции получения прямого возврата денежных средств. Если выплата по государственному кредиту будет получена в виде новых налогов, это тоже считается погашением.

В целом, это должна быть цельная системная стратегия развития направления под эгидой данного министерства. При этом здесь недопустимы отговорки "не работает", "не получится", "раньше пробовали", "нет опыта" и так далее. Если государство хочет сохранить суверенитет, если хочет обеспечить для своих граждан достойное будущее, если хочет наконец перестать быть бедной попрошайкой, то для этого нужно срочно развивать экономику, а не ждать, когда рынок сам решит все проблемы. И этим вопросом должен кто-то в конце концов заняться!

Павел Вернивский - бизнес-эксперт.

Источник: Facebook


Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.