Прямой эфир

Мониторинг цен на продукты прибавит работы АМКУ

  • Telegram
Размещено: 19.05.2020
Мониторинг цен на продукты. Фото: segodnya.ua

Вчера в Украине начал действовать мониторинг цен на продукты, средства индивидуальной защиты, дезинфекторы и фармпрепараты. Кое-кто говорит, что это не будет эффективным. Эти люди не имеют отношения к торговле, но владельцы продуктовых и аптечных сетей понимают вопрос.

Торговля может без проблем поднять цены, но предварительно сообщив об этом Госпотребслужбе через сайт. О существенном росте стоимости, на 15% или более, необходимо предупреждать за 30 дней. Государство в лице Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов будет иметь возможность собрать информацию по всей стране и, главное, выяснить причину такого роста, обратившись по цепи до ритейлера - поставщика - импортера - производителя. Если рост цены является экономически обоснованным, например, выросла мировая цена на пшеницу на 10%, то поднятие стоимости муки на 10–11% является экономически обоснованным. Если же желание получить большую прибыль, то Госпотребслужба передает материалы исследования в Антимонопольный комитет, который налагает штраф на виновную сторону.

С 2014 года, когда государство ликвидировало несколько государственных органов, которые занимались потребителем, функции обращения в АМКУ в вопросах роста стоимости продуктов выполняла преимущественно Ассоциация поставщиков торговых сетей. Но мы не имели возможность предоставить полный анализ по стране. Антимонопольный комитет также не имел соответствующего количества квалифицированных людей, которые могли это сделать в сжатые сроки. Сейчас это будет делать Госпотребслужба, то есть собирать информацию, обрабатывать ее и делать предварительные выводы.

Конечно, маленькие магазинчики де-факто не будут вносить свои данные о повышении цены. Для контроля за ними даже не будет государственных специалистов, но мы с вами никогда не имели ситуации в стране, когда рост цен происходил, в первую очередь через магазины. Преимущественно это было со стороны торговых и аптечных сетей, которые контролируют существенную долю рынка. А малый бизнес подтягивался к тенденциям, которые диктовали "старшие братья".

Относительно рынков. С 2014 года магазины потеряли популярность, поскольку они уже были не в состоянии предложить лучшую цену. И покупатель пошел на рынок. Если в условиях изменения мониторинга цен окажется, что рынки быстро поднимают цену, а в магазинах еще две недели товары по старой цене, то покупатель пойдет уже в магазин. То есть возможна смена тенденций на рынке розничной торговли.

И не получится быстро изменить упаковку продуктов, например, изменив жирность масла. Потому что, во-первых, люди привыкли к традиционному, и им понадобится большое время, чтобы перейти на другую. Во-вторых, чтобы произошли изменения, необходимо много финансировать в изменении технологии производства или нового оборудования, если старое не способно обеспечить такую жирность. В-третьих, необходимо провести сертификацию такой продукции. То есть это долгий процесс, в который необходимо инвестировать, а правительство может внести изменения в постановление и изменить жирность на ту, на которую перешло большинство производителей.

Такой мониторинг цен введен на время пандемии, но мы точно понимаем, что меры защиты будут полностью отменены в стране в лучшем случае в 2021 году. А к тому времени может выясниться, что французская модель мониторинга в Украине приживется и этот, или следующее правительство оставит ее или даже расширит.

И главное. Все возможно, когда есть соответствующие возможности и политическая воля. В этом вопросе на сегодня она есть. Поэтому система начинает работать.

Алексей Дорошенко

Источник: Facebook

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.