Международное право все еще может привести к миру в Украине

Размещено: 05.02.2020
Международное право все еще может привести к миру в Украине Владимир Зеленский, Ангела Меркель, Эммануэль Макрон и Владимир Путин, фото - ТАСС

По мере того как на востоке Украины уже шестой год идет необъявленная война, там наблюдается мало признаков мирного прогресса. Избрание Владимира Зеленского новым президентом Украины весной 2019 года породило новые надежды на прекращение конфликта. Однако первая встреча Зеленского с российским коллегой Владимиром Путиным в Париже в конце прошлого года не принесла результатов. Прорыва не случилось.

Парижский саммит дал понять, что между российским и украинским видением постконфликтного урегулирования все еще существует значительная дистанция. Официально разногласия касаются последовательности мер, изложенных в Минских документах, которые были подписаны Украиной, Россией, Францией и Германией в начале 2015 года с целью положить конец активным боевым действиям и проложить путь к устойчивому миру.

Минские протоколы проблемны по ряду причин. Прежде всего, важно подчеркнуть, что они были подписаны под принуждением в то время, когда российские войска быстро продвигались в восточной Украине. Согласно воспоминаниям бывшего президента Франции и сопредседателя Минских протоколов Франсуа Олланда, Путин открыто угрожал "раздавить" украинских военных в ходе ночных переговоров, которые проходили в столице Беларуси до подписания документа 12 февраля 2015 года.

Помимо условий, в которых они обсуждались, основной практической проблемой с Минскими протоколами является отсутствие согласия в отношении окончательного графика. Это сделало последующий мирный процесс заложником неоднозначных толкований. В частности, по-прежнему идут дебаты по поводу очередности вывода войск, местных выборов и возвращения российско-украинской международной границы под украинский контроль.

В Париже президент Зеленский призвал пересмотреть Минские соглашения и дал понять, что Украина не будет проводить местные выборы на Донбассе, пока Россия не откажется от своего военного присутствия и не вернет контроль над международной границей Украине. Официальные лица в Киеве подтвердили эту позицию. Неудивительно, что Москва устойчива к любым подобным изменениям. Вместо этого Россия продолжает настаивать на выборах в условиях, которые послужат укреплению контроля Кремля над оккупированной восточной Украиной. Между этими двумя позициями нет очевидного среднего уровня.

Лучшая надежда Украины на выход из этого тупика может заключаться в обращении к международному праву. Легко понять, почему многие могут квалифицировать такие обращения как бесполезные. В конце концов, после вторжения в восточную Украину и аннексии Крыма Москва уже предоставила достаточно доказательств своей готовности пренебрегать международным правом.

Однако, мобилизуя международное право, Украина могла бы консолидировать поддержку своей позиции среди более широкого международного сообщества. По крайней мере, это могло бы предотвратить давление страны на пагубные компромиссы со стороны тех, кто стремится вернуться к обычному бизнесу с Россией.

Для того чтобы обосновать свое мнение без изменения условий Минских протоколов, Украина должна попытаться вернуть Будапештский меморандум на стол переговоров. Будапештский меморандум был подписан в декабре 1994 года лидерами Украины, России, Объединенного Королевства и Соединенных Штатов для официального оформления передачи обширного ядерного арсенала Украины советской эпохи. Он обязывает США, Великобританию и Россию уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, воздерживаясь при этом от угрозы силой или ее применения против политической независимости Украины. Согласно условиям Будапештского меморандума, Украина имеет право подать протест любой подписавшей стороне в случае нарушения условий соглашения. Механизмы установлены для запроса консультаций с целью устранения нарушений.

Будапештский меморандум не следует путать с гарантиями безопасности. Действительно, часто утверждается, что "гарантии безопасности", содержащиеся в Меморандуме, просто повторяют существующие обязательства, уже вытекающие из международного права и Устава ООН. Тем не менее эти обязательства имеют первостепенное значение.

Международный правовой порядок основан на обязательстве каждого государства уважать суверенитет и территориальную целостность всех других государств. Точно так же способность государства осуществлять контроль над своими границами и тем самым обеспечивать свою территориальную целостность является важнейшим атрибутом его суверенитета. Ни одно государство не может разумно требовать организации выборов на той части своей территории, которую оно не контролирует.

Эти обязательства уважать суверенитет и территориальную целостность государств составляют "приоритетные нормы" международного права. Другими словами, они являются одними из основных принципов, в которых не допускаются никакие отступления. Как таковые они налагают себя на все соглашения между государствами, подпадающими под действие международного права. Будучи единственной законной суверенной властью на востоке Украины, украинские власти имеют полное право требовать контроля над международной границей и вывода иностранных войск, прежде чем согласиться организовать местные выборы.

Россия вряд ли будет тронута подобными аргументами, но это может быть не так, если речь идет о других странах, подписавших Минский протокол, Германии и Франции. Присоединяясь к Москве и оказывая давление на украинское правительство с целью организации выборов на оккупированной Россией восточной Украине, Германия и Франция рискуют нарушить международное право. Это имеет значительные последствия.

Кроме того, в соответствии с условиями Будапештского меморандума, это также дает Украине право обращаться за дипломатической поддержкой к Соединенным Штатам и Объединенному Королевству чтобы противостоять такому давлению. Международное право и Будапештский меморандум не смогли предотвратить нападение России на Украину в 2014 году, но они могли бы сыграть свою роль в борьбе за мир и возвращение территориальной целостности Украины.

Мишель Вельброк - заслуженный профессор европейского права в Свободном университете Брюсселя. Виллем Олдершофф - бывший глава подразделения в Европейской комиссии.

Оригинал: Atlantic Council


Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.