Прямой эфир

Куда исчезают богатства во время кризисов

  • Telegram
Размещено: 02.03.2020
Кризис на фондовом рынке, фото - fxteam.ru

Как всегда, когда начинается экономический кризис или даже просто тряска на фондовом рынке, в комментариях появляются умники, произносящие что-то типа "если кто-то что-то продал, то это значит кто-то что-то купил", "на всякого продавца есть покупатель" и т.п. Или даже рассуждающие, что если кто-то во время кризиса потерял деньги, то, значит, кто-то эти деньги приобрел. Это, конечно, глупость - во время кризисов деньги реально теряются, но объяснить это непросто. Не так трудно как про "сравнительное преимущество", но не совсем просто.

Вот смотрите. Есть Ольга, владелец фирмы А (у нас будет один актив) и есть Борис. Ольга использует свою А для извлечения прибыли - что-то изготавливает, продает покупателям и т.п., получает 100 миллионов в год. Ну то есть готова продать эту А за 1 миллиард. У Бориса есть план и талант, как увеличить продажи в 3 раз, он берет кредит и покупает у Ольги фирму А за 2 миллиарда. Ольга и Борис счастливы, потому что это обоим выгодно, а в "индекс фондового рынка" записывается цена А - 2 миллиарда, потому что это последняя сделка с этим активом. А, может, даже и 3 - та цена, по которой Борис готов продавать (и может реально продать маленький пакет акций).

И в этот момент кризис - сто тысяч человек потеряли работу и новые покупатели, на которых рассчитывал Борис, не появляются. Он больше не рассчитывает получить 3 миллиарда и продает Ольге за 1 миллиард (она по-прежнему умеет извлекать свои 100 миллионов в год). Индекс фондового рынка падает, а Борис объявляет дефолт по кредиту у банка. В итоге банк потерял 1 миллиард, а Ольга приобрела.

И вот тут и создается ложное ощущение, что "кто-то потерял, кто-то приобрел". Ольга приобрела миллиард, банк этот миллиард потерял и все по нулям. Нет! Была развилка - на том пути, на котором кризиса не случилось, сто тысяч человек по-прежнему работают и получают зарплату, покупают продукт фирмы А, прибыль фирмы А составляет 400 миллионов в год, кредит возвращен банку, индекс фондового рынка высокий, Ольга сидит со своими 2 миллиардами, а Борис с одним. На другом пути кризис случился и сто тысяч человек без работы, прибыль фирмы А 100 миллионов (ну и миллиард банка перешел к Ольге). То есть два разных мира, один из которых (без кризиса), богаче в целом, чем другой.

И это ровно то, что происходит во время настоящих кризисов - конечно, часть богатства перетекает от одних к другим, но часть - просто исчезает, оставаясь на той дороге из развилки, по которой экономика не пошла.

[Для экономистов: если хочется, чтобы это было "общее равновесие", предположите, что сто тысяч человек работают на том самом производстве, которое сделал Борис; плюс такое поведение, чтобы было два равновесия - кризис переключает из одного в другое].

Константин Сонин - профессор Чикагского университета.

Источник: Facebook

Источник: newsone.ua

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.