Введение военного положения не обязательно означает отмену выборов президента

Размещено: 26.11.2018
Введение военного положения не обязательно означает отмену выборов президента Фото: electioninfo.org.ua

Относительно очередных выборов президента Украины, назначенных на 31 марта 2019 года.

Конечно, в абзаце четвертом части первой статьи 19 Закона Украины "О правовом режиме военного положения" предусмотрено, что во время действия военного положения в Украине выборы не проводятся. Это знают, пожалуй, все.

Однако, осмелюсь заметить, что Конституция Украины (как акт высшей юридической силы) в отличие от вышеупомянутого закона не является в этом вопросе столь категоричной.

Поэтому возможность/невозможность проведения очередных выборов президента Украины 31 марта 2019 будет понятна только после ознакомления с утвержденным Верховной Радой Украины указом президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, в частности с учетом положений части второй статьи 64, пункта 31 части первой статьи 85, пункта 20 части первой статьи 106 Конституции Украины.

Во-первых, необходимо будет выяснить: военное положение вводится на всей территории Украины или только в отдельных ее местностях.

Во-вторых, будет ли в содержащимся в указе списке временных ограничений отдельных конституционных прав и свобод человека и гражданина упоминание о части первой статьи 38 и/или части второй статьи 103 Конституции Украины - относительно права граждан избирать президента Украины и права граждан баллотироваться на пост президента Украины.

В-третьих, необходимо выяснить срок действия военного положения. Ведь в отличие от чрезвычайного положения военное положение не содержит законодательно определенных максимальных сроков действия.

В-четвертых, закончится ли на момент завершения периода действия военного положения установленный частью пятой статьи 51 Закона Украины срок для подачи в Центральную избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов на пост президента Украины - не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Срок завершения подачи документов в ЦИК для кандидатов имеет принципиально важное значение, гораздо более важное значение, чем при образовании ОИК и УИК - соответственно за 40 и за 18 дней до дня голосования (часть вторая статьи 23 абзац первый части первой статьи 24 Закона Украины "О выборах Президента Украины").

В-пятых, появится ли у президента Украины возможность отменить военное положение до окончания срока действия военного положения (на основе части второй статьи 7 Закона Украины "О правовом режиме военного положения").

Наконец, надо будет четко объяснить гражданам, что термины "военное положение" и "состояние войны" имеют несколько иные содержательные правовые нагрузки. Можно сравнить пункты 19 и 20 части первой статьи 106 Конституции Украины.

В завершение, необходимо акцентировать внимание на том, что назначение любого вида (очередных, внеочередных, повторных) выборов президента Украины является исключительным полномочием Верховной Рады Украины (исходя из содержания пункта 7 части первой статьи 85 Конституции Украины). Это означает, что без соответствующего постановления парламента Центральная избирательная комиссия не сможет проводить выборы президента Украины.

 

Бывший заместитель главы

Центральной избирательной комиссии 

Андрей Магера

 

*Редакция не несет ответственности за содержание комментариев и блогов пользователей, которые размещаются на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов комментариев и блогов, размещенных на страницах сайта, могут не совпадать с мнением и позицией редакции.