Прямой эфир

Агрессор или жертва: почему дети становятся склонными к буллингу и кто за этим стоит

Размещено: 23.01.2019
Буллинг. Фото: tvi.ua

Переломанный хребет у подростка, которого избивала группа школьников, девочки - жестоко избившие свою одногодку, дети, продающие в интернете своего одноклассника, учителя, избивающие своих учеников…  

В последнее время в новостях мы видим все больше информации о предельной агрессии в школе.

Почему это происходит? Кто виноват в сложившейся ситуации? Поможет ли закон о буллинге убрать это явление как минимум из школ?

Буллинг - это…

Давайте разбираться по порядку. Буллинг - это систематическая психологическая или физическая травля, нанесение ущерба одному субъекту из социальной группы другим или подгруппой.

Также это агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива.

То есть сюда входит не только избиение подростками друг друга.

[see_also]

Как понять, что ребенок размышляет о суициде?

[/see_also]

Раньше такого не было

Многие скажут, что "в наше время" такого не было. И забудут про самый известный фильм о буллинге  - это "Чучело" с Кристиной Орбакайте в главной роли. То есть мы уже понимаем, что травля была и в советское время. А значит никакого налета времени и влияния американских фильмов нет. А что есть?

Подавлять - значит доминировать

Жертвой буллинга может стать кто угодно. Главный критерий - отличие по какому-то признаку от социума. Сюда входят абсолютно разные понятия: как бедность, так и обеспеченность, как яркая внешность, так и неприметность, как хорошие оценки  - так  и плохие…

Главный механизм - "задавить" непохожего на себя. Фактически на животном уровне. Мы можем встречать примеры буллинга и в истории (изгнание из племен за рыжий, белый, черный цвет волос, кожи и т.д.) в мифах (Гефест, над которым другие боги насмехались из-за его хромоты), и в Библии (Моисей, который был физически слабым ребенком).

Человек, совершающий травлю, таким образом самоутверждается, демонстрирует группе свою "силу", и чаще всего - компенсирует что-то привнесенное из семьи.

Обычно за агрессором или организатором групповой травли стоит лидер - "идейный вдохновитель". И чаще всего за его плечами находится опыт агрессии (избиение отцом матери или его самого (ее самой в случае девочек), унижение дома, обесценивание родителями деятельности ребенка и т.д.).

[see_also]

Волна детских самоубийств: что толкает подростков на суициды и почему "группы смерти" здесь ни при чем

[/see_also]

Кто участвует в буллинге?

Психологи выделяют три категории людей: жертву, агрессора, свидетелей. И утверждают, что все три стороны в разных мерах страдают от процесса травли. Жертва - психологически и физически. Агрессор - укрепляя черствость, безысходность, фиксируясь только на одном варианте развития событий, деформируясь и искажаясь личностно. И свидетели - люди, которые в курсе, однако из-за страха также подвергнуться буллингу, не рассказывающие о нем.

Свидетели же в свою очередь чувствуют беспомощность и безысходность. Чтобы понять их позицию, можно вспомнить "смешные" видеоролики в интернете, в которых при животных били рядом за заслугу такую же игрушку. После этого животное не шкодничало, не ело без спросу и т.д. С одной стороны - это нелепо, однако в данном случае это мощнейший механизм деструкции: привселюдная казнь вызывала ужас или напоминание о том, кто тут главный или что за "не такое" поведение ты будешь наказан.

Почему сейчас и почему так жестоко?

До некоторых пор в нашем обществе буллинг практически никак не наказывался. Ключевой вопрос агрессора: "а что ты мне сделаешь", оставался без ответа и нападающий чувствовал свою "власть".

Привычка к жестокости

Наше общество привыкло к жестокости. Учителя "старой закалки" часто самостоятельно применяли буллинг по отношению к детям, всячески унижая, обесценивая того, кто был им неугоден.

Все это действо всегда сопровождалось посылом: "это для его (ее) же блага!", а потом включался массовый механизм, распространенный в нашем обществе до сих пор. Он называется "сам(а) виноват(а)".

То есть я бью и кричу на тебя, потому что ты этого заслуживаешь, потому что по-другому с тобой нельзя, потому что ты сам(а) нарываешься, потому что ты только так и понимаешь, потому что ты так одеваешься, потому что у тебя такой телефон и т.д.

В нашем обществе до некоторых пор было абсолютно официально принято, что бить, ругать и унижать МОЖНО при определенных УСЛОВИЯХ.

Те же истории касаются и домашнего насилия. Уставший после работы родитель не находит лучшего варианта, как наорать, унизить, проучить своего ребенка. А потом ребенок идет и несет  это в школу в двух вариантах:  или становится агрессором, или становится жертвой - поскольку уже есть привычка быть беспомощным.

[see_also]

Как понять, что ребенок подвергается сексуальному насилию

[/see_also]

Как понять, что ваш ребенок переживает буллинг или сам является агрессором?

Вы можете себя проверить, попытавшись соотнести свое поведение по нескольким пунктам.

  1. Как часто вы ставите ребенку условие принятия: "я тебя буду любить, я тебе куплю, мы поедем, - если ты: принесешь хорошие оценки, если ты займешь определенное место, если ты …  и т.д."
  2. Как часто вы унизительно сравниваете ребенка: "вот Петя так успешно играет в футбол, а ты размазня; вот Маша маме по дому все время помогает, а у тебя руки непонятно откуда…"
  3. Как часто вы обесцениваете чувства ребенка: "да ну что это за переживания, вот дорасти до моих лет; да что там за сложности, вот начнешь ты работать; да что значит тебе страшно, ты что бесхребетный и т.д."
  4. Как часто вы запрещаете ребенку отстаивать себя: "ты как с матерью (отцом) разговариваешь; тут я решаю, как ты будешь учиться; пока ты живешь в моем доме; взрослых нужно всегда слушаться; кричать - невежливо, и т.д."
  5. Как часто вы легализуете агрессию: "бить можно, когда; я его обматерил(а), потому что он заслужил(а); ты получишь сейчас по шее за такие слова; меня в детстве пороли, я тебя вообще легко толкнул(а)  и т.д.
  6. И последнее: насколько дома у вас запрещены любые проявления агрессии. Это тоже может быть фундаментом для буллинга. Поскольку все невыраженные, нераспознанные эмоции ребенок несет в школу. Сюда же относятся и чрезмерные слияния с родителями, когда мама или папа все время следят за ребенком, роются в вещах, ведут воспитательные длинные беседы, пристыживают  и т.д. и все это подается под соусом сильной любви и желания лучшего.

Существует еще масса информации о природе буллинга и его формах, однако важно понимать, что именно от вас к ребенку должен исходить правильный и здоровый посыл, и, если вы поймали свое чадо на каком-то недостойном поведении - присмотритесь, возможно, где-то упущен ключевой момент в коммуникации.

Психолог

Ольга Голубицкая

Источник: newsone.ua

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.

Загрузка...