Агрессор или жертва: почему дети становятся склонными к буллингу и кто за этим стоит

Размещено: 23.01.2019
Агрессор или жертва: почему дети становятся склонными к буллингу и кто за этим стоит Буллинг. Фото: tvi.ua

Переломанный хребет у подростка, которого избивала группа школьников, девочки - жестоко избившие свою одногодку, дети, продающие в интернете своего одноклассника, учителя, избивающие своих учеников…  

В последнее время в новостях мы видим все больше информации о предельной агрессии в школе.

Почему это происходит? Кто виноват в сложившейся ситуации? Поможет ли закон о буллинге убрать это явление как минимум из школ?

Буллинг - это…

Давайте разбираться по порядку. Буллинг - это систематическая психологическая или физическая травля, нанесение ущерба одному субъекту из социальной группы другим или подгруппой.

Также это агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива.

То есть сюда входит не только избиение подростками друг друга.

Раньше такого не было

Многие скажут, что "в наше время" такого не было. И забудут про самый известный фильм о буллинге  - это "Чучело" с Кристиной Орбакайте в главной роли. То есть мы уже понимаем, что травля была и в советское время. А значит никакого налета времени и влияния американских фильмов нет. А что есть?

Подавлять - значит доминировать

Жертвой буллинга может стать кто угодно. Главный критерий - отличие по какому-то признаку от социума. Сюда входят абсолютно разные понятия: как бедность, так и обеспеченность, как яркая внешность, так и неприметность, как хорошие оценки  - так  и плохие…

Главный механизм - "задавить" непохожего на себя. Фактически на животном уровне. Мы можем встречать примеры буллинга и в истории (изгнание из племен за рыжий, белый, черный цвет волос, кожи и т.д.) в мифах (Гефест, над которым другие боги насмехались из-за его хромоты), и в Библии (Моисей, который был физически слабым ребенком).

Человек, совершающий травлю, таким образом самоутверждается, демонстрирует группе свою "силу", и чаще всего - компенсирует что-то привнесенное из семьи.

Обычно за агрессором или организатором групповой травли стоит лидер - "идейный вдохновитель". И чаще всего за его плечами находится опыт агрессии (избиение отцом матери или его самого (ее самой в случае девочек), унижение дома, обесценивание родителями деятельности ребенка и т.д.).

Кто участвует в буллинге?

Психологи выделяют три категории людей: жертву, агрессора, свидетелей. И утверждают, что все три стороны в разных мерах страдают от процесса травли. Жертва - психологически и физически. Агрессор - укрепляя черствость, безысходность, фиксируясь только на одном варианте развития событий, деформируясь и искажаясь личностно. И свидетели - люди, которые в курсе, однако из-за страха также подвергнуться буллингу, не рассказывающие о нем.

Свидетели же в свою очередь чувствуют беспомощность и безысходность. Чтобы понять их позицию, можно вспомнить "смешные" видеоролики в интернете, в которых при животных били рядом за заслугу такую же игрушку. После этого животное не шкодничало, не ело без спросу и т.д. С одной стороны - это нелепо, однако в данном случае это мощнейший механизм деструкции: привселюдная казнь вызывала ужас или напоминание о том, кто тут главный или что за "не такое" поведение ты будешь наказан.

Почему сейчас и почему так жестоко?

До некоторых пор в нашем обществе буллинг практически никак не наказывался. Ключевой вопрос агрессора: "а что ты мне сделаешь", оставался без ответа и нападающий чувствовал свою "власть".

Привычка к жестокости

Наше общество привыкло к жестокости. Учителя "старой закалки" часто самостоятельно применяли буллинг по отношению к детям, всячески унижая, обесценивая того, кто был им неугоден.

Все это действо всегда сопровождалось посылом: "это для его (ее) же блага!", а потом включался массовый механизм, распространенный в нашем обществе до сих пор. Он называется "сам(а) виноват(а)".

То есть я бью и кричу на тебя, потому что ты этого заслуживаешь, потому что по-другому с тобой нельзя, потому что ты сам(а) нарываешься, потому что ты только так и понимаешь, потому что ты так одеваешься, потому что у тебя такой телефон и т.д.

В нашем обществе до некоторых пор было абсолютно официально принято, что бить, ругать и унижать МОЖНО при определенных УСЛОВИЯХ.

Те же истории касаются и домашнего насилия. Уставший после работы родитель не находит лучшего варианта, как наорать, унизить, проучить своего ребенка. А потом ребенок идет и несет  это в школу в двух вариантах:  или становится агрессором, или становится жертвой - поскольку уже есть привычка быть беспомощным.

Как понять, что ваш ребенок переживает буллинг или сам является агрессором?

Вы можете себя проверить, попытавшись соотнести свое поведение по нескольким пунктам.

  1. Как часто вы ставите ребенку условие принятия: "я тебя буду любить, я тебе куплю, мы поедем, - если ты: принесешь хорошие оценки, если ты займешь определенное место, если ты …  и т.д."
  2. Как часто вы унизительно сравниваете ребенка: "вот Петя так успешно играет в футбол, а ты размазня; вот Маша маме по дому все время помогает, а у тебя руки непонятно откуда…"
  3. Как часто вы обесцениваете чувства ребенка: "да ну что это за переживания, вот дорасти до моих лет; да что там за сложности, вот начнешь ты работать; да что значит тебе страшно, ты что бесхребетный и т.д."
  4. Как часто вы запрещаете ребенку отстаивать себя: "ты как с матерью (отцом) разговариваешь; тут я решаю, как ты будешь учиться; пока ты живешь в моем доме; взрослых нужно всегда слушаться; кричать - невежливо, и т.д."
  5. Как часто вы легализуете агрессию: "бить можно, когда; я его обматерил(а), потому что он заслужил(а); ты получишь сейчас по шее за такие слова; меня в детстве пороли, я тебя вообще легко толкнул(а)  и т.д.
  6. И последнее: насколько дома у вас запрещены любые проявления агрессии. Это тоже может быть фундаментом для буллинга. Поскольку все невыраженные, нераспознанные эмоции ребенок несет в школу. Сюда же относятся и чрезмерные слияния с родителями, когда мама или папа все время следят за ребенком, роются в вещах, ведут воспитательные длинные беседы, пристыживают  и т.д. и все это подается под соусом сильной любви и желания лучшего.

Существует еще масса информации о природе буллинга и его формах, однако важно понимать, что именно от вас к ребенку должен исходить правильный и здоровый посыл, и, если вы поймали свое чадо на каком-то недостойном поведении - присмотритесь, возможно, где-то упущен ключевой момент в коммуникации.

Психолог

Ольга Голубицкая