Что ждет ребенка, которому не ставят оценок, - ответы психолога

Размещено: 26.09.2018

Многие слышали о системе "Не оценивания" для первоклассников и удивлены, как это может помочь ребенку учиться?

Если его не поощрять и не давать ему внешних критериев учебы, будет ли он стараться?

Возраст

Сейчас дети в школу идут раньше, большая часть около 6-летнего возраста. Что это меняет?

Несмотря на диагностику готовности к школе система устроена так, что учиться нужно, что это лучше, чем ждать зрелости, что ты как родитель круче, раз твой ребенок так быстро созрел. И иногда так и есть.

Но большинство детей приходят в совершенно новую систему неготовыми. Их организму приходится адаптироваться ко всему: новому помещению, новым детям, новому значимому взрослому, новой программе.

Уровень напряжения и так достаточно высок, и, конечно, с точки зрения психологии, ребенок еще сам по себе переживает кризис 7 лет, который вызван перестройкой процесса мышления.

С одной стороны - оценки позволяют ребенку как бы быстро понять, что к чему и встроиться в систему. Однако на фоне незрелости и незаконченности большинства не менее важных процессов, история с оценками вполне может стать еще одним источником напряжения.

Дети начинают соревноваться не за то, что ты получаешь, подразумевая оценку, а за внешний социальный статус.

Быть удобным и хорошим

Родители понимают: принес хорошую оценку - молодец, значит, успевает, значит, не зря столько вкладывали, значит - это хороший мальчик или девочка и ими можно гордиться. Именно так это видят дети.

Что дети НЕ получают с оценками?

  • базового принятия (я люблю тебя просто за то, что ты есть, не за твои успехи)
  • умение быть другим (в жизни нужно уметь подчиняться, будь умницей - вместо: я верю в твою уникальность)
  • социального принятия (общество примет тебя с твоим видением и миром, а не потому, что ты хорошо выполняешь правила)
  • умения выстраивать внутреннюю мотивацию (не равняться на кого-то - вместо: искать постоянно примеры подражания)

С одной стороны, родители так поступают, получив свой горький опыт, когда "белой вороной" быть было небезопасно.

Никто раньше никого не принимал, все трудились, встраивались в систему, терпеливо прогибались под "этот изменчивый мир".

Однако также рядом были истории успеха "двоечников": людей, сломавших систему, умеющих строить контакты, стратегии, бизнес, добиваться успеха каким-то непостижимым внутренним порывом.

Социальный и эмоциональный интеллект

Социальный интеллект, грубо говоря, это способность оценивать социум, его требования, соотносить со своими возможностями и строить здоровый контакт с другим человеком, не ущемляя ни себя, ни других.

Эмоциональный интеллект отвечает за регулировку своих чувств, эмоций, состояний. Умение управлять собой, различать состояния, которые вызваны только тобой и которые вызваны обществом.

Ранее такие требования не были актуальны в силу статичности мира и системы. Однако того мира больше нет. Если вы попробуете старыми стратегиями решать новые задачи - вы потерпите поражение, не понимая почему.

"Я же все сделал правильно, почему ничего не получается?"

Это и именно это чувство вызывает у большинства людей ступор. Потому что правильного больше нет. Нужных категорий, которые не поменяются через месяц или год, больше нет. Соответственно приучать детей к статичной системе, в которой есть что-то однозначное - нерационально. Завтра то, за что тебе ставили "5", станет тем, за что ты получишь "0".

Смогут ли дети учиться, если их не подталкивать системой оценок?

Смогут, если вы будете демонстрировать уверенность в их способностях. Проработав психологом в обычной школе с оценками и в школе без оценок, точно могу сказать, что через время (когда дети привыкают, что их не оценивают за показатели, что важен твой любой результат, что знания нужны для чего-то, а не чтобы просто были) дети показывают намного лучшие результаты, чем обычный школьник.

Да, на выходе они умеют встраиваться в систему оценивания, если это нужно, и быть без любой поддержки, если нужно, потому что внутри они знают, чего стоят.

Позитивный опыт своих успехов ради тебя самого, а не ради папы, мамы, бабушек и дедушек, не ради учителя или чтобы тебя любили - та платформа, на которой вырастает успешный и независимый человек.

Дайте вашим детям шанс побыть собой. Они вас удивят.

Психолог

Ольга Голубицкая